Игорь Стравинский — «Весна священная»
15 мая 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Весна священная» — балет композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов — Николай Рерих, хореограф — Вацлав Нижинский, импресарио — Сергей Дягилев.
«Прошлое ничто перед будущим. Из древних чудесных глыб сложите ступени Грядущего…»
Николай Рерих
В основу замысла «Весны священной» лег сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.
Труд хореографа давался Нижинскому непросто. Будучи одаренным танцовщиком, он, занявшись постановкой балета, столкнулся с собственным неумением ясно выражать свои мысли и излагать коллегам-артистам свое видение того, что должно происходить на сцене. Поставить «Весну священную» стоило ему, равно как и Стравинскому с Дягилевым, немалого труда, чего, впрочем, совершенно не оценила публика. Во время премьеры балета, которая состоялась 29 мая в театре Елисейских полей, зрители пришли в такое негодование от музыки Стравинского, что освистали балет и не уделили должного внимания оригинальности и сложности хореографии на тему языческих обрядов.
Зато в полной мере этому уделяют внимание авторы программы «Бал», рассказывая о том, как чествовали наступление весны в языческой Руси: каким богам поклонялись, какие танцы танцевали, на кого гадали… Все здесь было сакральным ритуалом — таинством, исполненным скрытого смысла…
Алексей Пензенский: «Наверное, мне следует пояснить, что такое символизм, и какая идея лежит в его фундаменте. А именно — что наш материальный мир является лишь бледной тенью какого-то другого большого мира. И догадаться о том, что там происходит, может только настоящий художник, отслеживая некие символы, которые как тени, как отблески великих событий мелькают здесь. И композитор тут, разумеется, находится на переднем плане. И никто, я думаю, не будет спорить с тем, что „Весна священная“ это чисто символистский балет…»