Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»
2 января 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Все, что предчувствует душа, исполнится…». Путешествие в мир сказок Шарля Перро под музыку Петра Ильича Чайковского ожидает нас вместе с балетом «Спящая красавица» в программе «Бал» на радио «Орфей»…
«Спящая красавица» — традиционная европейская сказка, прославляющая вечные ценности, исполненная глубокой морали и богатого смыслового подтекста. Балет на либретто Ивана Всеволжского и Мариуса Петипа по сюжету сказки был написан Чайковским в 1889 году и представлен публике в 1890-м. Сегодня «Спящая красавица» относится к одним из самых популярных, праздничных и выдающихся классических балетов. Но что же тогда, много лет назад, заставило Чайковского обратиться к одному из древнейших сказочных сюжетов и воплотить его в балетном жанре?..
Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» — это первая часть знаменитой балетной трилогии («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик»), рождённой вдохновенным творческим союзом Мариуса Петипа и Петра Ильича Чайковского. Премьера её состоялась в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре.
Постановка, изумившая роскошью даже самых взыскательных ценителей, очень скоро была признана высочайшим образцом романтической хореографии ХIХ века. В её основу легли элегантность, сила, стиль и совершенство танцевальных движений и мимических сцен. Ни одна роль не была «затушевана» в угоду партии прима-балерины: напротив, все прочие лишь приумножали её сияние своим блеском.
В ХХ веке постановку «Спящей красавицы» с огромным успехом осуществили практически все мировые театры. И, за редким исключением, её содержание и хореография оставались неприкосновенными — настолько совершенными и безупречными вышли они из-под пера своих создателей.
Балет — это волшебный мир, в котором нет места словам, интонациям. Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» — чистая сказка.