«Сказка о царе Салтане»

  • 19 сентября 2010
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Александр Сергеевич Пушкин и Николай Андреевич Римский-Корсаков — два бессмертных духа русской культуры. Не случайно программа «Бал» снова обращается к их совместному творению — на этот раз к «Сказке о царе Салтане»…
Премьера оперы «Сказка о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. «Салтан» относится к излюбленному композитором сказочному жанру, но среди аналогичных произведений занимает рубежное положение. За внешней непритязательностью сюжета скрывается многозначительный смысл. Солнечная, полная легкого юмора, эта опера воссоздает обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина. Однако в условиях русской действительности конца XIX века в «Сказку о царе Салтане» был привнесен новый оттенок. Мягкий юмор, окрашивающий это произведение, приобретает в обрисовке глуповатого, незадачливого царя и его придворного окружения характер нескрываемой иронии, которая предвосхищает остро сатирическую направленность последующих сказочных опер Римского-Корсакова — «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок».
Однако авторы программы Ирина Кленская и Алексей Пензенский обращаются непосредственно к пушкинскому сочинению, пытаясь расшифровать многослойную символику сказки, где каждый персонаж, будь то волшебная Белочка, прекрасная Царевна-Лебедь или сам царь Гвидон, полон иносказательного смысла и значения…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...