Балы бунтующей Европы — «Травиата» Джузеппе Верди
18 июля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нам предстоит очередное путешествие, на этот раз в полыхающую страстями и революциями Европу XIX столетия, где нашим проводником станет опера Джузеппе Верди «Травиата». Жизнь восхитительна, и все зависит от того, через какие очки вы на нее смотрите…
Действие оперы происходит в середине XIX века — в период коммунистических революций. Европа дрожит и полыхает, как вулкан… Наполеон уже не властелин, но миф о нем все еще существует и не дает покоя. Это период борьбы либеральных и социалистических убеждений. Недаром, Ренан пишет в своем дневнике: «Нация — это душа», и главное в государстве — это духовный принцип.
Впервые появляется термин «арийская раса», его придумал профессор Макс Мюллер. А у человека впервые появляется желание понять, откуда он, зачем он, и как это связано с его национальной принадлежностью; а также какая модель общества будет, с одной стороны, близка к христианским заветам, а с другой, обеспечит счастливое и мирное сосуществование различных слоев общества.
Появились железные дороги, паровые суда, телеграф, фотография и прочие блага цивилизации, не говоря уж о том, что звучала музыка Шопена, Листа, Бетховена.
В моду вошло благополучие, появился «Трактат об элегантной жизни», и пишет его никто иной как Оноре де Бальзак. В этом трактате он говорит, о том, что появилась новая сила и очень серьезная — это общественное мнение. Есть несколько видов людей — люди, которые трудятся, люди, которые мыслят, и люди, которые ничего не делают. О последних Александр Дюма-сын пишет роман «Дама с камелиями»: читая книгу и слушая оперу Верди, невольно понимаешь, что эти люди очаровательны…
И мы будем рассматривать этих людей — как они были одеты, как вели себя, и почему они поступили так, как поступили — и, может быть, мы поймем, почему же эта опера до сих пор тревожит нас?..
>> Историческая справка: Поскольку опера Джузеппе Верди была написана по мотивам «Дамы с камелиями», а роман, в свою очередь, создан автором по мотивам личных переживаний, главным персонажам оперы соответствуют реальные прототипы. Прототипом Виолетты Валери (в романе — Маргарита Готье) стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, считавшаяся не только очень красивой, но также и весьма умной женщиной. Среди поклонников Дюплесси был и Александр Дюма-сын. Считается, что в разрыве с Дюплесси и отъезде сына виноват Дюма-отец. Вернувшись в Париж, Дюма-сын не застал любимую в живых — она умерла от туберкулёза в 1847 году. Через некоторое время вышел роман «Дама с камелиями». В 1848 году роман был переработан для театральной постановки, но был разрешён только четыре года спустя, поскольку был признан безнравственным.