На дворянском балу Пушкинской эпохи — «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского

  • 20 июня 2010
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
И снова нас ждет Александринская эпоха — время торжества дворянских ценностей, чести, любви и страстей. И опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» именно об этом — лирические сцены о тоске, страсти и вдохновении, о смерти и о любви…
В 1878 году Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». «Страсть и тоска, тоска и страсть — вот, что мне хотелось выразить в этой музыке. Я писал ее с наслаждением, с радостью, с восторгом… и очень искренне. Надеюсь, что эта искренность оправдает меня перед потомками», — писал композитор.
«Евгений Онегин», безусловно, принадлежит к числу чистых побед Петра Ильича Чайковского. Действие оперы происходит в российской деревне и в столице — Петербурге в 1820-м году. Что же это было за время?
«20-е годы XIX века — особенная эпоха в истории нашего отечества, – отмечает Алексей Пензенский, — это эпоха торжества либеральных ценностей, провозвестником которых в России был не кто иной, как государь. Это время, когда Россия стояла на распутье: Александр I колебался, двигать ли государство по рельсам, проложенным капиталистической Европой, или же оставить все как есть. В конечном итоге он остановился на том, что оставил все как есть. Закончилось это, правда, восстанием декабристов…
Однако, – продолжает историк, — для нас интересно то, что Александр I покровительствовал дворянскому сословию — он не боялся, пестовал его; а идеалом тогдашней социальной политики было создание общества, где не было бы страха и принуждения, а главной движущей силой для дворянина стали бы представления о чести…»
Впрочем, для того, чтобы лучше понять эту эпоху, необходимо воскресить в памяти такие понятия, как дуэль, честь и… бал.
Что же происходило на балах XIX века? У Петра Ильича Чайковского в опере есть два важных бала — деревенский и городской. Собственно, на этих двух событиях сюжеты завязываются в крепкий узел: еще что-то может быть, но уже ничего быть не может…
Ирина Кленская и Алексей Пензенский изучают, какими же были герои оперы — Ленский, Онегин, Татьяна, Ольга — на балах и в жизни. Как изменились идеалы женского облика по сравнению с XVIII веком? Какие муки можно было претерпеть ради того, чтобы оставаться «хорошенькой»? Как «европеизировалась» бальная мода у мужчин и женщин? Наконец, каким образом балам удавалось процветать во времена, когда танцевать стали мало?..

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...