На балу в дворянской России — «Война и мир» Сергея Прокофьева

16 мая 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Будем кружиться, вертеться, вращаться, танцевать, танцевать и танцевать… и жить в обществе. Потому что бал — это еще и очень важная светская церемония, это очень тонкий дипломатический ход. Особенно в дворянской России Александринской эпохи, куда мы сегодня отправляемся. А «Война и мир» Сергея Прокофьева будет нашим путеводителем…
Первый был Наташи Ростовой состоялся 31 декабря 1810 года, как пишет Лев Толстой, «у екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь». При этом Наташа была так поглощена своими чувствами, что когда государь появился, она его даже не заметила.
Дворянский бал — понятие многоплановое. С одной стороны, это часть светской жизни общества, которая всегда наполнена радостями и горестями, переживаниями и страстями. Бал — это лицедейство и игра, кокетство и ревность, страсть и любовь. С другой стороны, бал — это развлекательное действо, которое отражало новую европейскую культуру — направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения. Танцам дворян обучали с 8-9-летнего возраста, а иногда даже и с 5-летнего. Обучение было весьма трудным и долгим. Другой чертой дворянских балов в России была парадная церемониальность бала. Бальная культура была тесно связана с интересами властных структур, они четко регламентировали начало, последовательность и окончание бала как особого церемониала. Последний заключался не только в последовательности танцев, который практически не менялся, но и этикетных формах общения. Бал являлся «зрелищем в зрелище», театральным спектаклем, который оценивался залом с точки зрения причудливости светских обычаев.
Но к чему были все эти условности, регламент внешнего вида и поведения, всевозможные правила и предписания, одним словом весь этот бальный этикет? Проносясь через первый бал Наташи Ростовой — полонез, мазурку, вальс… Ирина Кленская и Алексей Пензенский знакомят слушателей с бальной культурой дворянской России.
Как начинался бал? Какие танцы составляли его обязательную программу? Когда в России появились первые черные фраки? Как должно было одеваться молодому человеку? А барышне? Что делали во время отдыха от танцев? О чем можно было говорить, а о чем вести беседы было неприемлемо? В чем заключалась «мазурочная болтовня»? О чем мог рассказать веер? Как воспитывалась эстетика жестов? За что любили вальс, и за что он подвергался гонениям? Наконец, что являла собой мода эпохи романтизма?.. Об этом и многом другом в очередном выпуске программы «Бал» на радио «Орфей»…

Последние выпуски программы

«Приглашение к танцу» Карла фон Вебера

Нас ждёт путешествие в волшебный таинственный сон — сон, после бала. И в этот раз на свои бальные вечера нас пригласил Карл Мария фон Вебер.

«Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…» «Золотой петушок» — печальная, мудрая и страшная сказка. Почему-то считается, что это сатира на самодержавие. Но так ли все просто и бесхитростно?..

Правила истинной леди по Джейн Эйр

Мечты гораздо лучше правды, считала Шарлотта Бронте — автор самого знаменитого викторианского романа «Джейн Эйр». Нас же история Джейн Эйр интересует с точки зрения бала – неотъемлемой части жизни викторианского общества...