Макрокосмос Джорджа Крама. К 85-летию композитора
6 октября 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гостья Ирины Тушинцевой в студии программы «Век американской музыки» — доктор искусствоведения и профессор Московской консерватории Светлана Сигида. Передача посвящена классику американской музыки Джорджу Краму и приурочена к 85-летию композитора…
Музыковеды до сих пор не могут определиться в оценках его творчества, приписывая ему влияния Веберна, Бартока и Дебюсси. Одни относят его к эстетике постмодернизма, другие (все чаще) — к эстетике неоромантизма и новой эклектики. Так или иначе, но музыка Крама — это во многом словарь прошедших эпох, преломленный в восприятии нашего современника. Его стиль осязаем и легко узнаваемый, что нельзя не признать как явное достоинство. Важнейшие элементы его музыкальной лексики — это угадываемые знаки прошлого: цитаты, аллюзии, намеки. Причем цитаты из западноевропейской классики мирно сожительствуют с символикой внеевропейских культур.
«Джордж Крам родился в очень интересном регионе Соединенных Штатов, — рассказывает Светлана Сигида. — Это город Чарльстон, Западная Вирджиния. Город необычайно красивый по архитектуре, но не только по архитектуре — музыкальные традиции в нем тоже велики. Это центр Аппалачских гор, где сосредоточены самые древние образцы фольклора. С детства Крам питал особый интерес к народной музыке, что впоследствии сказалось на его творчестве, а также на исполнительском творчестве его жены — певицы Элизабет Крам и затем дочери Анны Крам. Музыкальное образование он получил сначала в колледже Чарльстона, а потом в замечательном университете Мичигана в Энн Арборе у композитора Росс Ли Финни, к сожалению, почти неизвестного у нас, но достойного и особенно почитаемого в Мичигане. Затем стажировался у Бориса Блахера в Высшей школе музыки в Берлине. Уже в ранние годы Крам проявил особый интерес к мистицизму и символическим причудам, что и получило отражение в его музыкальных сочинениях…»