Джаз. Разговор с пристрастием
5 мая 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Классик раннего американского джаза Джелли Ролл Мортон однажды заметил: «Любую музыку можно превратить в джаз, нужно лишь знать как». Давайте посмотрим, а знали ли когда-либо добротные академические композиторы, как это делать? И может ли композитор с хорошим бэкграундом академиста (или авангардиста) свободно обитать в стихии чистого джаза?..
Джаз — это Луи Армстронг, Орнетт Коулман, Эван Паркер, а также отчасти — Пол Уайтмен, Фрэнк Синатра, Дайана Кролл. Джаз родился среди лишенного всяческих гражданских прав неимущего населения Нового Орлеана, и уже оттуда проник в каждую клеточку американской популярной музыки. Проник настолько, что на какое-то время стал самой этой музыкой, прежде чем вдребезги разлетелся на множество своих эпигонов.
Джаз — это интеллектуальная гармоническая оригинальность Лестера Янга, Телониуса Монка, Альберта Эйлера, одновременно подрабатывающих, правда, и в слащавой коммерческой музыке Жака Лусье, Кенни Джи и других модных тогда музыкантов.
Джаз — это ясная и простая форма популярной песни, исполняемой Эллой Фитцджеральд, вспомнить, хотя бы детскую прибаутку «A-Tisket, A –Tasket».
Джаз — это пронзительный и разъяренный крик свободной импровизации в духе Джона Колтрейна, систематически разрушающего всяческое представление о гармонии, мелодии, ритме и форме, и демонстрирующего результаты этих опытов в сорокаминутном альбоме 1965 года под названием «Ascension» — «Вознесение».
Итак, как вы уже, наверное, догадались, в майском выпуске программы «Век американской музыки» мы говорим о джазе. А чтобы, поклонникам радио «Орфей» тема не казалась чересчур отдаленной от их музыкальных предпочтений, ведущая проекта Ирина Тушинцева обещает «чуть больше джаза в академическом преломлении»…