Радость музыки: Вселенная Леонарда Бернстайна
5 декабря 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Восхищение, признание, поклонники, сложная и насыщенная жизнь концертирующего музыканта… Леонард Бернстайн — герой нового выпуска программы «Век американской музыки».
Мы уже говорили об американском композиторе, сумевшем своей долгой жизнью и плодотворным творчеством завоевать титул магистра всей американской музыки ХХ века. Это Аарон Копленд, сын иммигрантов из Литвы по фамилии Каплан. Американская реальность насчитывает немало подобных историй — историй превращений в «настоящего коренного» американца. За одно только лишь ХХ столетие Новый Свет выдержал достаточное количество волн иммиграции, о чем красноречиво свидетельствуют и голая фактология музея иммиграции, что на Ellis-island близ памятника Свободы в бухте Нью-Йорка, и характер социо-культурной диаграммы на биографическом графике США.
У героя этого выпуска сходная семейная предыстория: его родители эмигрировали из России в самом начале ХХ века. Мать ещё девочкой, отец — в 16 лет, в одиночку, оставив на «родине» (т.е. в будущем СССР) младшего брата. С российскими родственниками наш герой встретится в 1959 году, во время гастролей в СССР, и будет поражен советским паспортом с графой «национальность». «Что бы было со мной, если б я вырос здесь?!», — воскликнул тогда Бернстайн. Но он вырос в ученом Бостоне, и его ждала другая судьба, нежели грустные истории о пятом пункте — восхищение, признание, поклонники, сложная и насыщенная жизнь концертирующего музыканта…