«Американа» Аарона Копленда
7 ноября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 сентября 2009 года космическим аппаратом MESSENGER был отснят кратер (диаметром в 208 км) на поверхности ближайшей к солнцу планеты — Меркурия. После чего, 3 марта 2010 года, по предложению одного из астрономов Международный астрономический союз утвердил имя кратера — Копленд…
Можно также вспомнить о разработанной в свое время корпорацией Apple Computer операционной системе Copland, и о компании Copland — одного из ведущих дистрибьюторов на рынке аппаратуры класса Hi-Fi, High End (CD-проигрывателей, усилителей мощности, фонокорректоров и т. д.). Кстати, имя у этой компании появилось не случайно — ее руководитель, истовый меломан, назвал свою фирму в честь популярного американского композитора. Хотя нет… «Популярный», пожалуй, непригодное слово для автора, работающего в области, именуемой академической музыкой, даже если при этом он соприкасается с музыкой «легких» жанров, как, скажем, джаз или киномузыка. До сих пор «популярным» в элитарных кругах быть не принято. В самом слове «популярность» есть нечто от потворства вкусам большинства. После него тебя терзает эдакий привкус разочарования от съеденной разрекламированной конфетки — красивая обертка вкупе с давно набившей оскомину заурядной начинкой. «Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью», — сказал однажды Оскар Уайльд. Вот она, цена популярности — посредственность. Однако наш герой — известнейший американский композитор Аарон Копленд ею никогда не был, иначе бы не завоевал титул «старейшины» и «президента американской музыки». 90 лет жизни композитора (1900-1990), практически целиком «закрывающие» ХХ столетие, дают ему на это звание полное право.
Разумеется, Копленд не был одинок в своих стараниях и даже более того — зачастую он не был первым в сложном деле сооружения национального музыкального Капитолия. На этой «стройке» работало достаточное количество авторов, радеющих за право обладать своим, ясно выраженным гласом в реестре лучших музыкальных голосов мира. Но Копленд был одним из самых ярких, интересных, активных и, как бы парадоксально это ни звучало, любимых публикой американских композиторов. О нем наша нынешняя программа…