«Американская пятерка», или «Четверо в лодке, не считая Айвза»
5 сентября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Три поколения композиторов, вошедших в группу знаменитой «Американской Пятерки» это — Чарльз Айвз и Карл Рагглс (1870-е), Уоллингфорд Риггер и Джон Беккер (1880-е), и самый молодой в группе — Генри Кауэлл (1897 г. р.)
Вы, конечно, удивитесь: почему же «Четверо в лодке» при титуле Пять? Дело в том, что четверо, это раннее указанные — Рагглс, Риггер, Беккер и Кауэлл. Словом, все, кроме Айвза. Чарльз Айвз — его фигура, личность, музыка — скорее, имели для группы оттенок метафизического присутствия, поскольку именно музыкальные достижения и открытия Айвза были взяты на вооружение его коллегами. Хотя сам он к концу 1920-х — моменту возникновения Пятерки — уже, по сути, отстранился от активного участия в музыкальной жизни страны. А с другой стороны — и мы снова сталкиваемся, как сказал бы Василий Аксенов, с «ушами и хвостами противоречий» в американской жизни — при всей метафизичности музыкального участия Айвза в жизни Американской пятерки, он, тем не менее, присутствовал там более чем материально. Причем, в буквальном смысле слова — как владелец крупного страхового бизнеса Айвз очень сильно помогал своим друзьям и коллегам, финансируя многочисленные издания, исполнения и публикации.
«Американская пятерка» по своей модели напоминала сообщество композиторов русской «Могучей кучки» (на Западе их называли не иначе как «группой Пяти») и французскую «группу Шести», возникшей в конце 1910-х и, честно говоря, к началу 1920-х годов уже распавшейся. Тем не менее, европейским модернистам Америка противопоставила свое толкование современного искусства — как ультра-модернистское. И это даже не мюзик-холл «Быка на крыше» или «Новобрачных с Эйфелевой башни»; и даже не маска африканского примитива на французских полотнах Пикассо. Это — первобытная энергия танцевальных ритмов африканского континента. Вот оно — Абонго…