Триумфально неустойчивая устойчивость, или Минимализм с крупицей сомнения
8 января 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость программы «Актуальная музыка» — Александр Рабинович-Бараковский. Ещё в восьмидесятые годы прошлого столетия его выступления вызывали жаркие дискуссии в среде музыкантов. Именно он впервые в России сыграл сонату «Конкорд» Ч. Айвза и «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» О. Мессиана, сочинения П. Булеза, Дж. Кейджа и других крупнейших представителей авангарда…
Ему, блестяще закончившему консерваторию, трижды отказывали в приёме в Союз композиторов. В 1974 году Рабинович уехал из России. Жил во Франции, в Бельгии. С 1980 года проживает в Швейцарии. Дирижировал произведениями Моцарта, Бетховена, Шумана, Листа, ихарда Штрауса, Равеля, Мессиана и других композиторов.
Вот лишь некоторые примеры отзывов о маэстро:
Рабинович является большим пианистом. Он делает из финала седьмой сонаты Прокофьева шедевр неистовства… /«Весь Лион», 1997/
Александр Рабинович — исполнитель Шуберта самого высшего ранга, которого уже можно поставить рядом с Бренделем или Раду Лупу /«Байэрише Штаатцайтунг», Мюнхен, 1983/
Феноменальный пианист, заставляющий вспомнить о Глене Гульде (Соломон Волков)
Однако сам Александр Ильич против того, чтобы его называли пианистом. По его словам, он никогда пианистом не был. «Только по необходимости я должен был играть на рояле — но это элементарная, материалистическая деятельность», — подчеркнул Рабинович-Бараковский в интервью в программе «Актуальная музыка».
А вот ещё одна цитата:
Музыка Рабиновича узнаваема с первого звука. Точнее — с первого аккорда. Именно «триумфально неустойчивая устойчивость» и характеризует стиль композитора «минимализм с крупицей сомнения», то есть, слушателю не бьют по голове прописными истинами, а заставляют над ними задуматься (Елена Дубинец)
Среди исполнитешлей произведений Рабиновича-Бараковского — Алексей Любимов, Марк Дробинский, Антон Батагов, ансамбль Hortus Musicus и другие музыканты.