Памяти Мечислава Вайнберга

  • 10 декабря 2014
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. Его имя стало эмблемой русской музыкальной действительности второй половины ХХ века. В программе «Актуальная музыка» о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…
Денис Бурштейн: «Я вырос в музыкальной семье, и в нашей нотной библиотеке всегда были ноты Четвертой сонаты Вайнберга, а в фонотеке всегда была пластинка, которую когда-то записал Эмиль Гилельс. Именно ему эта потрясающая соната посвящена. Собственно, с этих нот и началось мое знакомство с музыкой Вайнберга. С другой стороны, впоследствии я открыл для себя такой удивительный факт, что, оказывается, все население нашей страны заочно прекрасно знает музыку Вайнберга — композитора, который, казалось бы, не так уж популярен. А все дело в том, что Мечислав Вайнберг — автор музыки к таким классическим и любимым всеми детьми мультфильмам, как „Винни-Пух“ и „Каникулы Бонифация“. Я счастлив, что сегодня, после некоторого периода забвения, в мире вновь возрождается интерес к творчеству этого гениального композитора».
Творчество Вайнберга принадлежит по полному праву сразу двум культурам — русской и польской. Сын еврейского скрипача из Варшавы, ученик знаменитого профессора Юзефа Турчиньского, он в 1939 году бежит в СССР, спасаясь от нацистов. Вся его семья гибнет во время войны в концлагере. Поначалу Вайнберг оседает в Минске (как многие польские эмигранты) и становится ассистентом В. Золотарева, а незадолго до занятия города гитлеровцами в июне 1941 года бежит оттуда, бросив все, в Ташкент, где устраивается дирижером в оперетту. Оттуда он посылает Шостаковичу свою Первую симфонию, приезжает по его приглашению в Москву, и перед талантливым молодым человеком открывается широкая перспектива: его произведения издаются и исполняются, ему покровительствуют Шостакович и его зять, знаменитый актер Соломон Михоэлс…
Но длится это недолго. В 1947 году погибает Михоэлс. После 1948 года Вайнберг попадает под каток «борьбы с космополитизмом», а в 1953 году попадает вслед за женой в тюрьму по печально известному «делу врачей». Как и многим арестованным по этому делу, ему удается выйти из тюрьмы после смерти «вождя народов» (по некоторым сведениям, его освобождение ускорило личное ходатайство Шостаковича). После этого вплоть до самой смерти судьба Вайнберга складывалась счастливо — большинство его произведений входило в репертуар лучших солистов, камерных ансамблей и оркестров тогдашнего СССР, и к концу жизни он стал признанным советским классиком. Он написал двадцать две симфонии, четыре камерных симфонии и две симфониетты, семь опер, массу камерно-инструментальной музыки, песен и романсов.

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Сергей Загний: «Репутация концептуалиста освобождает меня от любых обязательств»

Критика называет его одним из самых «продуктивных и непредсказуемых композиторов нашего времени», чьи работы «всегда обманывают ожидания публики». О своем утонченном эпатаже в выпуске программы рассказывает Сергей Загний…