Антон Батагов: «Чтобы музыка стала актуальной, необходимо пережить её как нечто актуальное…»
11 декабря 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В российском музыкальном пространстве композитора и пианиста Антона Батагова знают как одного из самых «умных и тонких» минималистов современности, нестандартного интерпретатора музыки Баха и убежденного адепта философии буддизма. О том, как происходила его трансформация от авангарда к медитации, композитор поведал в программе «Актуальная музыка»…
«Медитативное путешествие. В нем нет „классики“, „старинной“ и „современной“ музыки. Вся музыка, через которую проложен маршрут, актуальна здесь и сейчас. Она современна. Неважно, в каком году и столетии она была написана. Выясняется, что люди, жившие на огромном временном расстоянии друг от друга, говорят на одном языке об одном и том же. Это путешествие — не музей музыки, где ничего нельзя трогать. Играя это сегодня, я обращаюсь к тем, кто без предрассудков и заранее заготовленных ожиданий и концепций может просто сесть и раствориться в потоке звука. Этот поток проходит через каждого из нас».
Антон Батагов
Каждый новый опус и сценические выступления Антона Батагова становятся знаковыми событиями международной концертной жизни. Его дебютный диск «Двадцать взглядов на Младенца-Иисуса» сразу же стал сенсацией. А о записи «Искусства фуги» Баха, сделанной в 1993 году, знаменитый американский музыковед Ричард Костеланец написал: «Это самая потрясающая интерпретация Баха со времен Гульда». В конце 80-х годов Батагов начал пропагандировать русскую музыку за пределами России, а музыку западных композиторов — на своей родине, став первым исполнителем в нашей стране произведений Филипа Гласса, Стива Райха, Мортона Фелдмана, Джона Кейджа. По его инициативе рождались первые сезоны легендарного фестиваля «Альтернатива», арт-директором которого он оставался с 1989 по 1996 год.
С 1997 года музыкант принципиально отказался от всяческих публичных выступлений, полностью посвятив свое творчество осмыслению тибетского буддизма, который к тому времени практиковал на протяжении нескольких лет. Его вновь начали сравнивать с Гленом Гульдом — на этот раз за студийное затворничество. В 2009 году Батагов возобновил свои концертные выступления. В рецензии на его первый концерт после двенадцатилетней отчужденности критик Зак Карстенсен (The Gathering Note) писал: «Он, безусловно, переворачивает наши представления о том, что такое концерт фортепианной музыки».
Особая страница в творчестве композитора — музыка для кино и телевидения. Антон Батагов — создатель музыкального оформления крупнейших российских телеканалов («Культура», НТВ, РТР и др.), а также автор музыки к ряду кинофильмов, в том числе к пяти картинам Ивана Дыховичного. По мнению легендарного нью-йоркского продюсера и музыковеда Джона Шейфера (WNYC), «Киномузыка Антона Батагова — это переживание, способное изменить жизнь».
С начала 2000-х годов Антона Батагова воспринимают уже не только как продолжателя постминималистской традиции, но и как совершенно уникального музыканта, авторский взгляд и духовный опыт которого неповторимы. За искусное сочетание различных пластов звуковой культуры — от музицирования в буддистских ритуальных традициях до спонтанной импровизации, рока и виртуальных технологий авторитетный критик Марк Свед (Los Angeles Times) удостоил российского композитора эпитета «русский Терри Райли».
В 2013 году Антон Батагов представил два новых диска — фортепианный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова», где от лица русского классика он обращается к композиторам-постмодернистам, и совместный альбом с тибетской певицей Юнчен Лхамо, запись которого представляет собой уникальную импровизацию «с одного дубля».