Валерий Кикта: «Для меня актуальная музыка — это экологически чистая музыка…»

  • 30 ноября 2013
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В гостях у программы «Актуальная музыка» — замечательный отечественный композитор, заслуженный деятель искусств России и Украины, профессор Валерий Кикта. Многие из его произведений стали современной музыкальной классикой. При этом композитор признается, что к авангарду относится с осторожностью, и не скрывает того, что никогда не стремился своей музыкой эпатировать публику…
«На протяжении полувековой творческой жизни у меня никогда не возникало желания или искушения, во что бы то ни стало своим творчеством удивлять или поражать публику, и уж, не дай Бог, шокировать её или эпатировать» (Валерий Кикта).
Валерий Григорьевич Кикта родился на Украине, в поселке Владимировка Донецкой области. Музыкальное образование начал в Московском хоровом училище (руководимом тогда А.В. Свешниковым), что навсегда отозвалось особой любовью к хоровой музыке. Дальнейшая учеба была продолжена в Московской консерватории по классу композиции у профессора С. С. Богатырева, а затем, по рекомендации Д. Д. Шостаковича, — в аспирантуре под руководством Т. Н. Хренникова.
60 — 70-е годы в творчестве композитора ознаменовались поиском в сфере красочности звуковой палитры — обращением к сонорике, использованием алеаторических приемов. В 1990-х и более позднем периоде Валерий Кикта все более разворачивается в сторону естества интонационной природы, открытой эмоциональности музыки, сонорика сочетается с опорой на модальность, а алеаторика — с индивидуальным тематизмом. Важно, что образно-смысловая концепция для автора всегда являлась первоначальной, основополагающей и ставится превыше абстрактных конструктивный идей.
Музыка Кикты широко известна не только в России, но и за ее пределами, в том числе в странах Европы, Канаде и США. В творческом портфеле композитора одиннадцать балетов; его перу принадлежат также симфонические произведения — «Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Святой Софии Киевской», Вариации на тему П. И. Чайковского «Был у Христа-младенца сад», «Похищение Европы» (по картине В.Серова), «Владимир-Креститель». Валерием Киктой написаны оратории и кантаты «Княгиня Ольга», «Песнь о матери», «Святой Днепр», «Свет молчаливых звезд», инструментальные концерты — в том числе для фортепиано, для четырех видов флейт, для гобоя, валторны, тубы, для двух арф. Есть у автора интереснейшие произведения для органа, хоровые, вокальные и камерно-инструментальные сочинения, произведения для оркестра русских народных инструментов, музыка для театра и кино.
Многие замыслы композитора возникали из общения с замечательными исполнителями, которые становились затем интерпретаторами его музыки. Среди них И.Козловский, В.Дулова, О.Эрдели, Г.Рождественский, Р.Баршай, В.Федосеев, Н.Некрасов, В.Понькин, В.Кожухарь, В.Серенко, А.Корнеев, В.Кастельский, Г.Кремер, Т.Гринденко, Т.Тауэр, Н.Шамеева, Д. Котенок, А.Паршин, К.Орбелян. Хоровыми сочинениями Кикты дирижировали А.Свешников, К.Птица, В.Соколов, Г.Эрнесакс, К.Аренг, О.Оя, Е.Тытянко, Л.Ермакова, В.Попов, С. Калинин, Л.Конторович и многие другие.
С 1991 года Валерий Кикта начал преподавательскую деятельность в Московской консерватории, а с 2010 года возглавил кафедру инструментовки. За годы работы Валерий Григорьевич воспитал целую плеяду талантливых музыкантов. Среди его учеников — члены Союза композиторов России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов С. Голубков, А.Гордейчев, В.Волошин, В.Виноградов, П.Карманов, Т.Новикова, А.Райхельсон, Л.Лангер, Р.Львович, Д. Курляндский, А.Сюмак, К.Бодров, А.Гущан, М.Хорькова, В.Затула, Б.Рысин, А.Ромашкова, Д. Коростылев, Н.Прокопенко, Н.Попов; дирижеры П.Клиничев, А.Шамеев, М.Грановский, В.Валеев, А.Рейн, А.Верещагин, К.Шимарев, В.Горбик, И.Мокеров, Б.Кинтас; музыковеды Д. Ломтев, Р.Насонов, В.Залесский и другие.
Помимо композиторской и педагогической деятельности Валерию Кикте удается вести насыщенную общественную жизнь. Он возглавляет комиссию музыкального театра Союза московских композиторов, является председателем правления Русского арфового общества и президентом Регионального общественного фонда им. И. С. Козловского, работает в жюри различных конкурсов.
Валерий Кикта: «Увлечение авангардом — это первый этап творческой деятельности всякого композитора — это естественно. Однако впоследствии жизнь всё равно расставляет всё по своим местам: композитору приходиться выравниваться во имя того, чтобы писать музыку для кого-то, а не для самого себя. Было время, когда на нас всех, в том числе и на меня, оказывали огромное влияние те же Денисов, Шнитке и Губайдулина. Но это прошло. Для композитора крайне важно в своем творчестве очиститься от всякого рода „грязи“ и мнимых философских концепций. Одна композитор как-то попросила меня послушать её произведения. Я послушал, но единственное, что я ей смог посоветовать — добавить света. „Очень всё темно, — сказал я ей. — Дайте хоть немного света, и ваша идея будет восприниматься по-другому“. Ведь когда видишь всё время чёрное, то хочется и другого цвета. Без света музыка невозможна. Всякий художник волей неволей, в конце концов, приходит к какому-то свету…»

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…