Виктор Екимовский: «Композиторский стиль — сегодня это уже скучно…»
16 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Композитор Виктор Екимовский всегда славился концептуальными подходами к сочинению музыки. Сегодня он заявляет: «Мне неинтересно работать, если я не создаю чего-то нового». Но возможно ли каждый раз оставаться новатором? Об этом и многом другом композитор размышляет в программе «Актуальная музыка»…
В российском музыкальном сообществе Виктор Екимовский снискал репутацию «неукротимого новатора» и сторонника экспериментов. Он — один из самых исполняемых современных композиторов и виднейший представитель отечественной композиторской школы, сформированной в конце XX столетия.
Музыка Виктора Екимовского звучит в концертных залах с начала 70-х годов. С его именем связаны многие новые и экспериментальные направления отечественного музыкального искусства. Известность композитору принесли прежде всего симфонические и камерно-инструментальные произведения, которых насчитывается свыше девяноста. Именно в них композитор выступает как серьезный, глубокий, концептуальный художник и искатель нового музыкального языка.
Сочинения Виктора Екимовского регулярно исполняются в Москве и других городах России, а также за рубежом — в Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Голландии, Турции, США, Бразилии. Композитор является участником практически всех значительных российских музыкальных фестивалей — «Московская осень», «Альтернатива», «Музыка друзей», «Московский форум», а также многих зарубежных смотров — «Варшавская осень», «Загребский биеннале», «Frankfurt Fest», «Wien Modern». Большинство сочинений Екимовского издано («Композитор», «Музыка», Sikorski, Belaieff) и записано на грампластинки и компакт-диски («Мелодия», «Olympia», «Chant du Monde»).
Не менее значительна музыковедческая деятельность композитора. Виктор Екимовский — автор первой монографии на русском языке об Оливье Мессиане, а также более ста статей о современной музыке, опубликованных в журналах «Советская музыка», «Музыка в СССР», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия», газете «Культура» и зарубежных изданиях — «Zvuk» (Beograd), «Inharmoniques» (IRCAM), «Musik Texte» (Köln),
Виктор Екимвоский — секретарь Союза композиторов России, член Правления Союза московских композиторов; с 1996 года — Председатель Ассоциации Современной Музыки.
Организатор конференций и фестивалей, таких как «Страсти по поставангарду», «Музыка русского зарубежья», «К 10-летию Ассоциации Современной Музыки». Композитор часто выступает консультантом на мастер-классах (Иваново, 1983-1984; Кишинёв, 1998; Македония, 2001; Москва-Руза, 2003-2010).
Виктор Екимовский: «Создавать что-то новое в каждом произведении — это моя композиторская супер-идея. Не то чтобы я сел, придумал её и стал по этому принципу работать: эта идея выработалась стихийно — изнутри. Мне всегда казалось, что в творчестве необходимо всё время открывать что-то новое — инспирировать все эти неожиданности и риски. Это важно прежде всего для самого художника. Многие композиторы пишут в одной собственной стилистике — таких примеров много в советской музыке: это и Шостакович, и Прокофьев, и Денисов. Люди достигают своего наивысшего уровня и продолжают работать в своем „фирменном“ стиле, не особенно затрудняясь в дальнейших размышлениях. По сути, вся советская музыка была построена на композиторском стиле. Я помню, когда меня принимали в Союз композиторов (а это случалось дважды, в первый раз мне отказали), мне прямым текстом сказали: „Мы не можем принять композитора в Союз композиторов, если он не выработал свой собственный стиль“. Это была общая незыблемая позиция: советский композитор должен иметь свой стиль. Раньше композиторский стиль был достоянием, а сегодня это уже не работает. Современный композитор должен обладать безудержной фантазией и мастерством. Только тогда может получиться что-то интересное…»