Павел Карманов: «Моя музыка — зеркало того, что у меня внутри…»
2 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Павел Карманов — один из самых исполняемых современных российских композиторов. В своей творческой деятельности он подвижен и многогранен — пишет музыку для рекламы и кино, занимается саунд-дизайном, участвует в современных музыкальных проектах и даже играет в составе рок-бэнда. О том, зачем ему всё это нужно, и почему современный композитор обязан быть всеядным, он рассказывает в программе «Актуальная музыка»…
«Я не работаю для небольшой горстки музыковедов и несчастных, маргинально настроенных любителей современной музыки, которым она интересна с научной точки зрения, либо кому просто созвучны „скрежещущие“ звучания авангардной современной музыки».
Павел Карманов
Павел Карманов родился в 1970 году в городе Братске Иркутской области в семье музыкантов. Начал сочинять музыку с пятилетнего возраста. Впоследствии окончил Центральную музыкальную школу (1988) и Московскую консерваторию (1995). Его учителями в разное время были Ю. Холопов, А. Леман, А. Быканов, Г. Дмитриев, А. Николаев. С 1996 года Павел Карманов — Член Союза московских композиторов.
С ранних студенческих лет сочинения Павла Карманова звучат на различных музыкальных фестивалях, таких как «Московская осень» и «Альтернатива». Произведения композитора также были представлены на фестивале «Sound Route Tokio — Moscow» в Японии, фестивале Эдисона Денисова в Томске и фестивале Дмитрия Шостаковича в Сиэттле (США). Музыка Павла Карманова часто звучит в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, а также на избранных концертных площадках за рубежом.
Стилевой диапазон композитора необычайно широк — в разное время Павел Карманов увлекался минимализмом, серийной техникой, сонористикой и даже псевдобарокко. Сегодня музыке композитора присущи тональная определенность, импрессионистский колорит, лаконичность формы, оригинальное преломление мировой поставангардистской практики, использование любых современных стилей, а также различных аудиовизуальных эффектов в концертном исполнении.
Интерес композитора простирается не только в лоне академической музыки и композиции. В качестве пианиста и флейтиста он регулярно выступает в составе рок-группы «Вежливый отказ» (основатель и фронтмен — Роман Суслов). Павел Карманов также пишет музыку для рекламы, кино и телевидения. Среди прочего композитор известен как автор саундтреков к фильмам Тимура Бекмамбетова, Андрея Прошкина, Нурбека Эгена, Александра Котта, Матвея Живова и др. Творческое сотрудничество связывает Павла Карманова с отечественной арт-группой «AES+F», для видеоинсталляций которых композитор создает авторский саунд и аудиоколлажи.
«Вертеп» — один из наиболее экстравагантных музыкальных проектов Павла Карманова — представляет собой театральную мистерию с участием синодального хора, нескольких ансамблей академической музыки и рок-бэнда. В премьере 2002 года на сцене Концертного зала им. Чайковского в постановке приняли участие Ансамбль духовной музыки «Сирин», «Академия старинной музыки» п/у Татьяны Гринденко, группа «Вежливый отказ», Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и оркестр «Гнесинские виртуозы» п/у дирижёра Михаила Хохлова.
Заметным событием стала премьера пьесы «Весна в январе» в Большом зале консерватории для Юрия Башмета, Алексея Любимова и оркестра «Новая Россия» (2005). Пьесой «Get in!» закрывался фестиваль «Московская осень» 2006 года. В том же году Назаром Кожухарём и ансамблем «The Pocket symphony» был записан и выпущен на лейбле «DOM-records» дебютный авторский диск композитора с камерной музыкой.
В 2013 году Павел Карманов наряду с композитором Владимиром Мартыновым выступил автором новой музыкальной редакции оперы Александра Бородина «Князь Игорь», которая была поставлена в Большом театре режиссёром Юрием Любимовым.