Андрей Эшпай: «Я убежден, что великая музыка идет от сердца…»

18 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость программы «Актуальная музыка» — выдающийся композитор современности, лауреат Ленинской и Государственной премий, народный артист СССР Андрей Яковлевич Эшпай…
«Андрей Эшпай принадлежит к редкому типу людей, которые совершенно не старятся с годами. Во всем его облике есть нечто вечно юношеское, взволнованное, озабоченное завтрашним больше, чем сегодняшним. К нему не привилась тяжеловесная „солидность“ многих его ровесников и даже людей помоложе его. Почему? Да потому, что, несмотря на нужную и ненужную общественную занятость, главным для него была и есть музыка — поэзия его жизни. Трудно представить, глядя на его подвижное, в чем-то мальчишески беззащитное лицо, что он прошел по страшным фронтовым дорогам. Он сумел не состариться ни под пулями, ни под тяжестью многих наград, отягощавших его лацканы. Для него характерна порывистость творчества — от сложных симфонических построений до сложнейшей простоты запоминающихся сразу песенных мелодий»
Евгений Евтушенко
Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в небольшом городе на Волге — Козьмодемьянске. Его отец Яков Андреевич Эшпай был одним из первых марийских композиторов и много лет отдал собиранию и изучению музыкального фольклора своего народа. Интерес к народной музыке передался и сыну — народные интонации лежат в основе многих произведений Эшпая — от вокальных обработок до симфоний. Война застала Андрея Эшпая в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1943 году восемнадцатилетний юноша ушел на фронт — командиром разведки 1-го Белорусского фронта, в составе которого и прошел через Польшу до Берлина. За военные заслуги Андрей Эшпай награжден орденами и медалями.
После Великой Отечественной войны Андрей Эшпай завершает обучение в Музыкальном училище при консерватории. С 1948 по 1953 годы занимается в Московской консерватории по классу композиции у Н. Я. Мясковского и Е. К. Голубева. Среди его педагогов в консерватории также были — Е. О. Месснер и Н. П. Раков. До 1956 года совершенствуется в аспирантуре под руководством А. И. Хачатуряна и одновременно заканчивает консерваторию как пианист по классу В. В. Софроницкого.
С 1960 году занимал ответственные посты в Союзе композиторов РСФСР и СССР. Часто выступал как пианист с исполнениями собственных сочинений. Начиная с 1961 года, композитор нередко бывал за границей. Он был членом и председателем жюри популярных конкурсов и фестивалей: «Зелена Гура», «Сопот», «Варшавская осень» в Польше, «Неделя музыкального искусства для детей и юношества» в Болгарии, «Пражский фестиваль джаза» в Чехии и других.
С 1965 по 1971 год Андрей Эшпай вел класс композиции в Московской консерватории. В настоящее время — почетный профессор Московской консерватории. В 1978 и 1979 годах проводил в Болгарии международные семинары молодых композиторов. Будучи секретарем Союза композиторов СССР, он организовывал фестивали и праздники искусств во многих городах нашей страны, был председателем Всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью. Также был председателем многих конкурсов: первого Всесоюзного конкурса пианистов имени С. Рахманинова (1985); конкурса пианистов на VI-м (1978), VIII-м (1986), XI-м (1998) Международных конкурсах им. П. И. Чайковского.
Андрей Эшпай — участник международных встреч с композиторами Австрии, Венгрии, Италии, Канады, Кубы, Норвегии, США, ФРГ, Швеции, Японии. Он является Почетным гражданином городов Козьмодемьянска и Йошкар-Олы, а с 1979 года — Почетный член Общества Ф.Листа в США. В 1975 году Андрею Эшпаю присвоено звание народный артист РСФСР, в 1981-м — народный артист СССР. Он удостоен Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976). За заслуги перед Отечеством награжден орденами Ленина (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны II степени (1985), «Знаком Почета» (1967).
В своем творчестве Андрей Эшпай отдает предпочтение инструментальной музыке крупных жанров. Композитором созданы девять симфоний и более двадцати концертов для различных инструментов. Его перу принадлежат балеты «Ангара» (1975) и «Круг» (1980), увертюра-фантазия для оркестра «Переход Суворова через Альпы» (1996), Симфонические танцы на марийские темы (1952), камерная музыка, кантаты, музыка к многочисленным театральным постановкам и кинофильмам.
Андрей Эшпай: «Единая гармония — изменяющийся мир… В многоголосье планеты должен звучать голос каждого народа, а это возможно, если художник — писатель, живописец, композитор — выражает свои мысли и чувства на родном для него образном языке. Чем художник национальнее, тем он индивидуальней».

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…