Александр Чайковский: «Американский минимализм мне ближе, чем европейский авангард… »

21 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Радио «Орфей» и программа «Актуальная музыка» представляют встречу с одним из самых исполняемых современных российских композиторов, заслуженным деятелем искусств и Народным артистом России — Александром Чайковским…
Александр Чайковский родился в 1946 году в Москве. Музыкальное образование получил в Центральной музыкальной школе и Московской государственной, где учился по классу фортепиано у Генриха Густавовича Нейгауза и Льва Николаевича Наумова, и по классу композиции у Тихона Николаевича Хренникова. Продолжил свое обучение в ассистентуре-стажировке (руководитель — Т. Н. Хренников), которую окончил в 1975 году.
Александр Чайковский знаменит своей активной общественной деятельностью.
С 1976 г. он — член Союза композиторов СССР. В 1985–1990 гг. — работал секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью.
С 1993 по 2002 гг. — советник по репертуару Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
В 2002 г. композитор стал инициатором и художественным руководителем музыкального фестиваля «Молодежные Академии России», основная цель которого была — продвижение молодых композиторов и исполнителей; акция получила поддержку Президента Российской Федерации.
С 2001 по 2002 год — приглашённый профессор Санкт-Петербургской консерватории.
В 2005–2008 гг. — ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.
С 2003 г. по настоящий момент — художественный руководитель Московской государственной академической филармонии.
Не менее примечательна педагогическая деятельность композитора.
Александр Чайковский — профессор Московской государственной консерватории. С 1977 г. — преподает на кафедре сочинения теоретико–композиторского факультета консерватории. С 1997 г. — заведующий кафедрой сочинения композиторского факультета. Ведет класс композиции.
Регулярно проводит авторские мастер-классы в России и по всему миру. Помимо прочего Александр Чайковский — постоянный член и председатель жюри многочисленных российских и международных конкурсов.
Выпускники Александра Чайковского успешно работают в России и за рубежом; среди них — лауреаты конкурса «Международная трибуна композитора ЮНЕСКО», Международного конкурса им. П. Юргенсона, международных композиторских конкурсов в Голландии и Германии.
Несмотря на разнообразие своих творческих интересов и сфер деятельности, Александр Чайковский признается, что прежде всего ощущает себя композитором и музыкантом. Его композиторское творчество охватывает практически все основные жанры академической музыки: оперы, балеты, оратории, симфонии, инструментальные концерты (для фортепиано, альта, виолончели, фагота и симфонического оркестра и других инструментов), хоровые и вокальные произведения и камерно–инструментальные сочинения.
Александр Чайковский — лауреат Международного конкурса композиторов на Холлибушском фестивале в Нью-Джерси (США, 1985, I премия). Принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Schlezwig-Holstein», «Bad-Kissengen» (Германия), «Пражская весна», в фестивале Юрия Башмета в Лондоне, в международном фестивале искусств «Звезды белых ночей» (Санкт-Петербург), в Международном фестивале «Киев-фест».
В 1988 г. Александр Чайковский был главным композитором Международного фестиваля «Bad Kissingen» (Германия), а в 1995 г. — фестиваля «Nova Scotia» (Канада). Музыка композитора звучала в крупнейших залах России, Европы, Америки, Японии в исполнении выдающихся музыкантов современности.
В программе Александр Чайковский делится своими художественными взглядами. Композитор рассказывает о влиянии школы Тихона Хренникова, своем осторожном отношении к авангарду и секретном приеме игре на струнах рояля…
Из уст самого автора вы узнаете, как сочинялись оперы «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане» (2011) и «Один день Ивана Денисовича» (2009), концерт для виолончели с оркестром «Ночь в гареме» и камерная симфония «Предчувствие конца XX века».
Александр Чайковский: «Мотя и Савелий» для меня — это китч. Мне интересно работать, когда я понимаю, что в произведении невозможно поменять ни одну ноту, оборот или мотив — если это сделать, то всё изменится. Однако если этого не происходит, и меняя что-то в музыке, произведение на 99% остается неизменным, то для меня такая музыка сразу теряет ценность. Поэтому я стараюсь сочинять так, чтобы в моей музыке можно было бы сделать как можно меньше изменений…»

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…