Актуальная музыка. Итоги

16 января 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вот и подошел к концу первый сезон цикла программ «Актуальная музыка», в рамках которого доктор искусствоведения Левон Акопян и ведущая радио «Орфей» Ирина Тушинцева встречались с наиболее значимыми отечественными композиторами современности в области академической музыки…
Гостями в студии радио «Орфей» были: Владимир Тарнопольский, Юрий Буцко, Ефрем Подгайц, Иван Соколов, Юрий Каспаров, Владимир Мартынов, Ираида Юсупова, Дмитрий Курляндский, Владимир Николаев, Фарадж Караев и Борис Филановский.
Вместе с ними мы пытались выяснить, что же такое актуальная музыка, и применима ли данная дефиниция, когда речь идет об академическом искусстве. Немало часов было посвящено обсуждению самых насущных проблем, существующих сегодня в сфере академической композиции, и тем сложностям, с которыми сталкивается композитор академического жанра в российской действительности, а также обширному комплексу вопросов, связанных с проблемами стилистики, музыкального языка, индивидуальных творческих взглядов и пр.
В нынешней заключительной программе авторы и ведущие цикла подводят итог серии встреч с российскими композиторами, еще раз обращаясь к самым животрепещущим темам, наиболее острым высказываниям и тому главному, ради чего создавался весь этот цикл — актуальной или неактуальной, но непоколебимой в своем звучании — отечественной академической музыке XXI века.
Ирина Тушинцева: Левон, как вы думаете, почему большинство из наших авторитетных гостей так или иначе негативно высказывались в адрес словосочетания «актуальная музыка»?
Левон Акопян: Да, и это неудивительно, потому что слово «актуальность» не очень хорошо вяжется с нынешней ситуацией в области серьезной академической музыки. То ли дело было совсем недавно, еще на моей памяти — в 70-80-х годах серьезная академическая музыка была действительно чем-то актуальным. Эта музыка реально затрагивала умы и души людей, собирала полные залы, пластинки расходились мгновенно. Все мы помним шумную славу Денисова, Шнитке и Губайдулиной — наших прежних ярких авангардистов. Тогда эта музыка была необходимой людям духовной пищей. Сейчас ситуация несколько изменилась, и слово «актуальность», к большому нашему всеобщему сожалению, не очень соответствует тому, как воспринимается и функционирует эта музыка в современном культурном пространстве. Поэтому, я думаю, большинство наших гостей отнеслись к этому термину, кто с иронией, кто с явным неприятием, а кто просто с историческим спокойствием. Так или иначе — восторга или энтузиазма по этому поводу мы не заметили…»
В музыкальной части программы:
— Ф. Караев. The Moz (art) of elite, постлюдия для симфонического оркестра (1990);
— Ю. Буцко. Lacrimosa для струнного оркестра;
— Ю. Каспаров. Симфония № 4 «Notre-Dame» (2008) .
Исполняет Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и главный дирижер — Сергей Кондрашёв.

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…