Владимир Николаев: «Работая с электронной музыкой, я чувствовал себя первооткрывателем…»

21 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гость Ирины Тушинцевой и Левона Акопяна в программе «Актуальная музыка» — один из самых успешных современных российских композиторов — Владимир Николаев…
«Для некоторых композиторов вопрос новизны идеи и языка не так уж и важен. Я убежден, что не имею права повторяться, и каждый раз стараюсь открыть для себя новый, иной путь решения художественной сверхзадачи» (В. Николаев).
Владимир Николаев (1953) — окончил Институт имени Гнесиных (класс композиции А.Г. Чугаева) и ассистентуру-стажировку Московской консерватории.
Обладатель I премии Мемориального фонда им. Лили Буланже (Бостон, 1992), IV премии на международном конкурсе им. Витольда Лютославского (Варшава, 1991). В 1997 и 2001 работал в студии в IMEB (Институт электроакустической музыки) в Бурже (Франция).
Активнее всего экспериментирует в камерно-симфонической, электроакустической музыке, а также в жанре инструментального театра. Композитор свободно сочетает приемы неакадемической музыки и фольклора. Ряд его сочинений написан для рок-групп, Ансамбля Дмитрия Покровского, других фольклорных ансамблей. Композитор написал музыку к более двадцати театральным спектаклям, ряду игровых, документальных, мультипликационных и артхаусных фильмов, телевизионным передачам.
Автор музыки к хореографическому спектаклю «Золото нартов» по мотивам североосетинского эпоса, поставленному на сцене Большого театра. Участник мультимедийных проектов «Птицы сна», Alabama Song, «Космический рейс», «Путешествие квадратика», проектов Института Про Арте «Пифийские игры», многих фестивалей современной российской музыки в России («Московская осень», «Альтернатива», «Московский форум») и за рубежом.
В программе композитор рассказывает о своих юных увлечениях роком и джазом и том, как это впоследствии повлияло на формирование его авторского стиля, а также о своем приходе в электронную музыку, личных творческих трансформациях в этом направлении и предпочтениях в пользу электроники и акустики в разные периоды жизни…
Владимир Николаев: «Эксперименты зарубежных композиторов в области электронной музыки в то время были для нас не очень доступны. Кончено, я имел представление о том, что творилось на Западе, однако, то, с чего я начинал, лежало несколько в иной плоскости. Думаю, что мне удалось нащупать ту нишу, которая еще не была занята. По крайней мере, я не слышал других сочинений, которые бы вплотную перекликались с тем, что я делал. Тем не менее, в первые годы плотной работы с электронной музыкой, меня все равно не покидало ощущение, что я заново изобретаю велосипед, иными словами создаю вещи, которые до меня уже были придуманы. Но это меня не смущало отчасти потому, что я осознавал, что это неизбежно. А, с другой стороны, в сравнении с тем, что было на Западе, я все-таки ощущал, что делаю что-то свое…»
В музыкальной части программы:
— «Из жизни планктона» для электроники (фрагм.);
— «Колыбельная для Джеффа и Энди» для инструментального ансамбля;
— «Улари удила» для ансамбля Бориса Покровского (фрагм.);
— «Ave Maria» для виолончели соло и оркестра (исполняют: Дмитрий Чеглаков (виолончель.), оркестр «Русская филармония», дирижер — Игорь Громов);
— «Жираф» (на стихи Н.Гумилева) для солирующего голоса, кларнета и электроники (исполняют: Валентина Пономарева (вокал), Кирилл Рыбаков (кларнет)).

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…