Владимир Мартынов: «Сегодня самой актуальной является проблема не музыкального языка, а ситуации, и тот, кто ее решит, будет героем…»
10 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
О своем взгляде на искусство сочинять музыку в программе «Актуальная музыка» рассказывает один из самых ярких и самобытных отечественных композиторов современности, историк, теоретик и философ музыки — Владимир Мартынов…
Владимир Иванович Мартынов — российский композитор, мыслитель, писатель, историк, знаток древней и современной музыки. В центре интересов — электронная музыка, фольклор, арт-рок, христианская философия.
В 1970 закончил Московскую консерваторию (класс композиции Н.Сидельникова). В 1973 начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Увлекся арт-роком и в 1977 году создал рок-группу «Форпост». Увлечение электроникой и рок-музыкой соединилось у Владимира Мартынова с углубленным изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. Он предпринял ряд фольклорных экспедиций в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. Изучал музыку и музыкальное теоретизирование европейского Средневековья и Возрождения. В 1975–1976 гг. участвовал в концертах Ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполнявшего европейскую музыку XIII–XIV вв. В 19761977 гг. Мартынов выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фельдман, Сильвестров, Пярт), а также музыку западноевропейского Средневековья. В 1976–1978 гг. в творчестве композитора произошел перелом, ознаменовавшийся переходом от авангарда к новой простоте.
В 1978 Мартынов прекратил композиторскую деятельность и обратился к изучению памятников древнерусского богослужебного пения и древних певческих рукописей.
В 1984 Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. В музыкальной теории развивает идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд». Владимир Мартынов — автор симфонических и камерных сочинений, а также музыки более чем к пятидесяти кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров» и др.
Пишет книги и статьи, выступает на научных конференциях.
Владимир Мартынов: «...Существуют два взгляда на музыку. Один — западноевропейский или картезианский — говорит о музыке, как о сфере моих личных композиторских переживаний. Композитор становится своего рода „тюбиком“, из которого, словно паста, выдавливаются музыкальные произведения. С точки зрения другого, более традиционного взгляда — пифагорейского — музыка рассматривается, как нечто, что находится вне человека. Это звучание Космоса, которому можно быть причастным. Такая музыка подобна прекрасному сверкающему потоку, струящемуся помимо человека. В Индии, например, это потоки „праны“, в Китае — потоки „ци“, у древних славян — „живица“, у христиан — „благодать“… Но в этот поток человек может только лишь вступить. И мастерство настоящего художника заключается в том, чтобы вступить в этот поток, который ему изначально не принадлежит. Иными словами, он не исторгает что-то из себя, а, вступая в этот поток, дает приобщиться к нему и другим людям. Таким образом, художник является неким прозрачным медиатором того, что существует помимо него. И я скорее отношу себя к тем, кто придерживается этой второй концепции…»
В музыкальной части программы:
— «Илиада: XXIII песнь» (исполняет хор театра Васильева);
— «Шуберт-квинтет. Неоконченный» (исполняет Кронос-квартет, Джоана Жанрено — виолончель).