Владимир Тарнопольский: «Я — как диспетчер в аэропорту: отказали все компьютеры, самолеты падают, а я ловлю их сачком…»

  • 1 августа 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Об актуальной музыке и традициях, своих взглядах на творчество и современную культурную ситуацию в России в новом проекте радио «Орфей» размышляет один из ведущих и самых авторитетных отечественных композиторов современности, профессор Московской консерватории, руководитель Центра современной музыки — Владимир Тарнопольский…
Владимир Тарнопольский родился в 1955 году в Днепропетровске. Учился на фортепианном отделении Днепропетровского музыкального училища в классе М. А. Александровой. С 1973 по 1978 гг. учился в Московской консерватории в классе сочинения Н. Н. Сидельникова, инструментовки у Э. В. Денисова и теоретическим дисциплинам у Ю. Н. Холопова. В 1980 г. Тарнопольский заканчивает аспирантуру и в том же году его дипломное сочинение — Виолончельный концерт — было включено Г. Н. Рождественским в абонементный цикл концертов «Из истории советской музыки».
С 1992 года Владимир Тарнопольский преподает композицию в Московской консерватории. Выступает с лекциями и мастер-классами в странах Европы и США. Среди его учеников — лауреаты международных и всероссийских конкурсов.
В 1989 году Тарнопольский выступил одним из инициаторов образования АСМ (Ассоциации современной музыки). В 1993 году по его инициативе был образован ансамбль солистов Студия новой музыки, а также Центр современной музыки Московской консерватории. В 1994 году Тарнопольский предложил и осуществил проект ежегодного Международного фестиваля авангардной музыки «Московский Форум», получившего широкое признание в России и за рубежом.
Размышляя об актуальном искусстве, Владимир Тарнопольский признается, что относится к нему с большой осторожностью:
«Прежде всего, лично для меня — думаю, что и для многих других людей — Бах или Дюфаи сегодня гораздо более актуальны, чем так называемая актуальная музыка. Во-вторых, мне кажется, что под термином „актуальное искусство“ зачастую прячутся, мягко говоря, абсолютно дилетантские вещи. Если говорить о визуальном искусстве, то здесь диапазон поистине громаден — это могут быть и картины Рафаэля, и татуировка на теле красивой девушки. Я боюсь, что параллельно с глобальным процессом либерализации и демократизации, который мы наблюдаем сегодня во всем мире, в сферу искусства вливаются волны непрофессиональных художников. Новые образования, конечно, необходимы, но мне все-таки кажется, что для искусства очень важно сохранять свое стволовое начало…»
В программе композитор размышляет о музыкальном авангарде своего поколения, дуализме звука и шума, современных потребителях искусства и потери способности воспринимать…
В музыкальной части программы:
— фрагмент из сочинения Владимира Тарнопольского «Дыхание исчерпанного времени» (исполняет Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер — А. Лазарев);
— «Маятник Фуко» (исполняет Шенберг-ансамбль, дирижер — Р. де Леу).

Последние выпуски программы

Сергей Слонимский. Передача вторая

Сергей Михайлович рассказывает о своих творческих и профессиональных принципах, размышляет о композиторской действительности прошлого и «третьем авангарде» современности…

Сергей Слонимский. Передача первая

Авторы передачи подготовили для радиослушателей встречу с композитором, которого давно уже именуют классиком отечественной музыки ХХ и XXI столетий. Это — Сергей Михайлович Слонимский. О своем творчестве, взаимоотношениях с властями, особенностях петербургской музыкальной жизни и композиторском великодушии он поведал в двух программах…

Памяти Мечислава Вайнберга

8 декабря 2014 года исполнилось 95 лет со дня рождения Мечислава Вайнберга — выдающегося советского композитора и блестящего музыканта. В передаче о нем рассказывает пианист и специалист по творчеству Мечислава Вайнберга — Денис Бурштейн…