Тости — признанный мастер вокального жанра, его произведения уже полтора века звучат в репертуарах лучших певцов планеты. Тем не менее, современники не сразу оценили дарование композитора — авторов «салонной» музыки и сочинителей романсов критики не жаловали.
Франческо Паоло Тости появился на свет в Италии в 1846 году. Пятый ребёнок в семье торговца, мальчик с раннего детства тянулся к музыке. Считается, что первые уроки он получил в старинной капелле Ортоны. Уже в десятилетнем возрасте Тости стал обладателем королевской стипендии Бурбонов и смог поступить в неаполитанскую консерваторию Сан-Пьетро. За особые успехи он заслужил статус «маэстрино» — это позволяло музыканту преподавать у младших студентов. В 1870 году композитор решил попытать счастья в Риме. Знакомство со знаменитым коллегой Джованни Сгамбати открыло для Тости двери в лучшие музыкальные салоны столицы. Он быстро завоевал популярность как автор изысканных романсов, которые он сам мастерски исполнял. Слава певца и композитора, который помимо вокальных данных обладал неподражаемой харизмой и был прекрасным собеседником, в течение года покинула рамки аристократических собраний и достигла королевской семьи. Франческо Тости принял приглашение стать учителем принцессы Маргариты Савойской — будущей королевы Италии. Успех в столице привёл композитора к сотрудничеству с издательским домом «Рикорди», который в дальнейшем опубликует все произведения Тости — целых четырнадцать томов его романсов.
Другой столицей, покорившейся итальянскому мастеру, стал Лондон. С 1875 года Тости регулярно выступал там с концертами, а спустя пару лет решил обосноваться там навсегда. Британская императорская семья доверила итальянцу вокальное воспитание двух дочерей королевы Виктории — Алисы и Беатрисы. Позднее Виктория поручила ему организацию придворных музыкальных вечеров и часто вспоминала эти концерты в своих дневниках.
Пользуясь положением, Тости стал покровителем своих соотечественников в Лондоне. Благодаря его помощи Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло и Джакомо Пуччини впервые блеснули на английской сцене.
Оставаясь верным жанру, Франческо Тости не писал опер. Его песни и романсы, простые, выразительные и очаровательно-итальянские, покорили мир своим изяществом с каплей меланхолии. Уже под конец жизни композитора, критики с восхищением отзывались о его сочинениях — «удивительное равновесие музыки и слова!».
Текст: Анна Чичагова