Пианистка трех стран
Она — музыкальный представитель сразу трех стран: своей родной Грузии, «большой» родины — СССР и нынешней «новой» родины, США.
Анджапаридзе — одна из самых известных в Грузии. Ее прославили многие выдающиеся ученые, художники, поэты и музыканты. Отец — выдающийся тенор, солист Большого театра Зураб Анджапаридзе. По линии мамы все были пианистами. Так что театрально-художественная атмосфера окружала девочку с самого детства, способствуя раннему развитию таланта. Впоследствии он ярко проявится не только в музыкальной деятельности, но и в различных организационных проектах, преподавательской работе, составлении и проведении концертно-образовательных программ и многих других начинаниях. Причем везде ей будут способствовать успех и всеобщее признание.
Окруженная с малых лет заботой и творческим вниманием родных, друзей и знакомых, среди которых был даже сам великий Нейгауз, часто приезжавший в их тбилисский дом, Этери уже в 3-4 года устраивает домашние «семейные» концерты — сама рассаживает гостей, дает звонок, объявляет себя именем популярного тогда Вана Клиберна и… начинает шлепать руками по клавишам. Отсюда ее будущая тяга к «театральности», к «живому» естественному поведению на сцене, которое всегда воспринимается как «здесь и сейчас» и при котором в ее игре на рояле всегда есть еще и доля «игры» со слушателем, умение не просто донести до него исполняемое произведение, но и дать понять, как и кем оно озвучено. В дальнейшем Этери даже сама будет шить себе концертные платья, предназначенные для конкретных выступлений и определенных музыкальных программ, то есть выступать в роли художника по костюмам, как это делается в театре или кино, чтобы еще больше усилить и подчеркнуть свой особый индивидуальный подход к каждому выходу на сцену.
Этот творческий самостоятельный взгляд на искусство она распространит и на другие виды своей деятельности, переехав за океан. Но вначале была Тбилисская музыкальная спецшкола, где она уже в 8 лет выступает с оркестром, в 9 дает свой первый сольный концерт, а в последнем классе 17-летняя школьница отбирается на Четвёртый конкурс имени Чайковского в Москве, где, будучи самой юной его участницей, занимает почетное 4 место, уступив только студентам-консерваторцам Гаврилову, Иголинскому и Егорову. После столь яркого успеха девушку принимают в Московской консерваторию без экзаменов в класс одной из лучших учениц Нейгауза Веры Горностаевой, только-только начавшей преподавать и впоследствии воспитавшей целую плеяду лауреатов фортепианных конкурсов. Их сотрудничество дает результат очень скоро, когда Этери первой среди советских пианистов побеждает на другом крупном конкурсе, в Монреале. С этих пор ее имя становится широко известным как на родине, так и за рубежом.
Закончив учебу в 1980 году, она много гастролирует, выступает с сольными концертами и с ведущими оркестрами страны, записывается на пластинки, преподает в консерватории своего родного Тбилиси, но с развалом СССР и началом «лихих» 90-х годов, когда в стране уже не до музыки, уезжает в Америку, где и остается по сей день. Здесь ее карьера обретает новые черты. Она организует проект PianoTheatre, включающий специальные тематические программы из сочинений Скрябина, Дебюсси, Пуленка, Прокофьева и других композиторов в сочетании с их же театральной и другой «визуальной» музыкой.
Ещё один ее оригинальный замысел «АмерКлавир» (от знаменитой бетховенской сонаты № 29 «Хаммерклавир») призван познакомить современную американскую публику с богатствами мировой и национальной музыки, начиная от Баха с его «Хорошо темперированным клавиром», а также всех сонат Моцарта и Бетховена — до цикла фестивалей и концертов под названием «USA — United Sounds of America», включающего исполнение всех американских фортепианных сонат, этюдов, вариаций. Сама пианистка тоже отдает должное этой идее, записав на пластинку регтаймы джазового композитора из США Зеза Конфри, номинированную на Грэмми в 2000 году.
Сегодня Этери, названная отцом в честь героини оперы Палиашвили «Абесалом и Этери», одна из ведущих американских профессоров, преподающая в университете Нью-Йорка и в Нью-йоркской музыкальной школе Маннеса. Она продолжает выступать по всему мира с концертами и мастер-классами, даря любителям музыки незабываемые встречи со своим ярким и неповторимым искусством.
Текст: Анатолий Лысенков