Итальянский композитор Пьетро Франческо Кавалли родился 14 февраля 1602 года. Кавалли — автор большого количества опер, многие из которых известны и по сей день. Самые знаменитые из них — «Язон» и «Дидона». Благодаря Кавалли в театральном искусстве произошли изменения — из придворного развлечения опера превратилась в общедоступное красочное действо. По приглашению кардинала Мазарини Кавалли приехал во Францию, но там гораздо большим успехом пользовались творения придворного композитора — Люлли. Итальянец вернулся на родину, а когда в Венеции его популярность пошла на спад, стал сочинять церковную музыку.
Опера для всех. Франческо Кавалли
14 февраля 1602 года, в маленьком городке провинции Кремона родился Франческо Кавалли. Этот удивительный итальянец, много сделал для того, чтобы опера из придворного развлечения стала поистине народным жанром.
Однажды детский голосок Франческо, чисто звучащий в провинциальном церковном хоре, восхитил заезжего богача, и мальчик едет учиться в Венецию. Но не куда-нибудь, а в знаменитый собор Сан-Марко, где встретит самого Монтеверди, который очень скоро напишет оперы для первого венецианского театра. Нашему герою предстоит продолжить дело учителя, покорив мелодикой своих творений самую широкую публику. Он сочиняет оперы взахлёб, выдавая по спектаклю в год (всего напишет больше четырёх десятков). Многие из них утеряны, а те, что сохранились, охотно ставят сегодня, на волне интереса к старинной музыке.
На дворе 1660-й год. В Венеции уже несколько театров. Франческо — маститый композитор. Его слава разносится по Европе. Кардинал Мазарини, тот самый, из романов Дюма, приглашает его в Париж писать оперу к свадьбе Людовика XIV. Во дворце Тюильри, том, что сожгут в дни Парижской коммуны, специально к событию строится, оснащённый новейшей машинерией зал. К торжественному дню опера «Влюблённый Геркулес» (о последней любви античного героя) готова, но помещение для неё, как это часто бывает с грандиозными стройками, ещё не завершено. Плохая акустика делает исполнение музыкального действа бессмысленным. Премьера случится только через два года, и парижане не поймут итальянца. Представление изобилует балетными номерами, которые вписал в итальянскую оперу обожаемый французами Жан-Батист Люлли, а на сцене танцует сам «король-солнце», кому здесь нужна музыка Кавалли!
Расстроенный композитор надеется на отклик земляков. Но в театрах Венеции нет королевских бюджетов, и затея проваливается.
Неудача преследовала и самую знаменитую оперу Кавалли «Каллисто» о нимфе, соблазнённой Юпитером. Достоинства музыки, сюжетные повороты, замысловатые эффекты современники приняли холодно.
Забытый на века старинный шедевр заиграл сверкающими гранями в наше стремительное время. Мелодичные лёгкие арии барочной оперы, написанной Франческо Кавалли в XVII веке, будят в нас, погрязших в повседневной суете, искренние, свежие чувства и живые, неподдельные эмоции.
Текст — Наталья Оганджанянц