Выдающийся интерпретатор музыки Баха
Органиста, клавесиниста и дирижёра Карла Рихтера причисляют к выдающимся интерпретаторам музыки Баха. Артист сделал простую и одновременно гениальную вещь — лишил надуманного пафоса произведения своего великого соотечественника и посмотрел на его творчество глазами современного человека.
Согласно энциклопедии «Music Geschichte und Gegenwart» («Музыка в прошлом и настоящем»), протестантская церковная музыка в долгу перед органистом церкви Святого Марка Карлом Рихтером за «образцовую работу с музыкой Баха, которая была важной частью музыкальной жизни в Мюнхене и помимо церкви». Высказывание напрямую указывает на достижения знаменитого Мюнхенского Баховского хора, которым с начала 50-х годов вплоть до самой смерти руководил Рихтер. Он также взял под своё начало и Баховский оркестр, окончательно монополизировав исполнение вокально-оркестровой музыки Баха на несколько десятилетий.
На протяжении всей карьеры Карл Рихтер расширял репертуар. В послужном списке артиста произведения Шютца, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Регера. В 60–70-е годы маэстро много и успешно гастролирует по всему миру. В маршрутном листе артиста оказался и Советский Союз. Его выступление в 1968 году удивило искушенных отечественных меломанов доходчивостью прочтения монументальных барочных партитур.
Знатоки баховской музыки скрестили шпаги в споре, кто же лучше исполняет Мессу си-минор и «Страсти по Матфею» — Караян или Рихтер? Впрочем, в этих баталиях проигравших не может быть по определению, а победа остаётся за великим классическим искусством. Более того, Караяна и Рихтера можно смело причислить к единой команде, давшей серьёзный отпор приверженцам аутентизма.
Оба мастера оставили большое количество записей. В случае с Рихтером они служат ценнейшей иллюстрацией его творческого пути, увы, крайне скупо описанного в русскоязычных информационных источниках. Родился в семье пастора в городе Плауэн, учился в консерватории в Лейпциге, где потом в течение двух лет — с 1949 по 1951 год — был органистом в церкви Святого Фомы, став коллегой своего великого предшественника. Рихтер покинул приход, получив приглашение на работу в Мюнхен. В столице Баварии и началось его музыкальное восхождение.
Хвала тем, кто снял документальный фильм о Карле Рихтере, и мы сегодня имеем счастливую возможность слушать его прочтение знаменитых баховских партитур. На Ютубе рука невольно кликает ролик с записью Токкаты и фуги ре минор. Интрига на поверхности — что в трактовке Рихтера есть такого, чего нет у сотни других исполнителей этого «шлягера»? Рихтер естественен и органичен, он не выпрашивает у короля инструментов побольше звука, а легко договаривается с ним о том, кто из них все-таки правит балом. Руки Рихтера играючи перескакивают с одного регистра на другой, а толковый оператор ловит камерой ноги музыканта, изящно танцующие на педалях великана — органа. Карл Рихтер не производил впечатление эмоционально выхолощенного человека, который на бисах смахивает со лба обильные капли пота. И поэтому настоящим ударом для всего культурного сообщества стала его внезапная смерть от сердечного приступа. Карлу Рихтеру было на тот момент всего 54 года.
Текст: Ирина Столярова