Фортуна баварского экспериментатора
Карл Орф — знаменитый композитор, который творил на протяжении четырёх эпох немецкой истории, выдающийся педагог и автор одного из самых известных классических произведений ХХ века.
В музыкальной семье мальчик с самого раннего возраста начал обучаться игре на фортепиано. Уже в девять лет он написал музыку для собственного кукольного театра. Карл без труда поступил в Мюнхенскую музыкальную академию, однако учить теорию юному творцу совершенно не нравилось. В те годы он увлёкся музыкой Игоря Стравинского и Клода Дебюсси и даже собирался бросить учёбу, чтобы уехать в Париж. Тем не менее, юноша закончил Академию и стал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре — там он настолько увлёкся театральной работой, что не только дирижировал оркестром, но и выполнял роли осветителя и суфлёра.
В 1920-е годы Орф переключается на преподавание. Так, в 1924 году он вместе с Доротеей Гюнтер открывает школу танца и музыки «Гюнтершуле», которой он посвятит всю жизнь. Постоянное творческое общение с юным поколением так увлекло музыканта, что он приступил к разработке собственной методики образования. Его «Шульверк» получила широкое распространение только тридцать лет спустя, но до сих пор успешно применяется по всему миру.
С приходом к власти фашистов, Орфу пришлось вести себя очень осторожно и избегать громких заявлений. Несмотря на то, что его отец был уважаемым гражданином ещё во времена Империи, Карл опасался за свою жизнь, скрывая еврейские корни. Тем не менее, его самое известное произведение «Кармина Бурана» обрело колоссальную популярность именно во времена Третьего Рейха. Кантату о Колесе Фортуны Карл Орф написал, вдохновившись рукописями XIII века. Впоследствии она стала частью триптиха «Триумфы», сочетающего элементы оратории, средневековой мистерии и оперы. Геббельс назвал работу композитора «образцом настоящей немецкой музыки», и она звучала по всей стране. Авторитет Орфа так возрос, что ему — единственному из композиторов Рейха — поручили сочинить музыку к опере «Сон в летнюю ночь». В то время уже готовую версию Феликса Мендельсона запретили к постановке как раз из-за неарийского происхождения автора.
Вернуться к творчеству и избежать репрессий после победы над фашистской Германией Карлу Орфу удалось благодаря связи с группой Сопротивления — однако, эта часть биографии композитора практически не известна. В конце 1940-х он снова вернулся к разработке методики детского образования. В её основу легло «свободное музицирование»: «Кем бы ни стал ребёнок в дальнейшем, задача педагогов — воспитать в нём творческое начало», — говорил композитор, — «Желание и умение творить найдут применение в любой сфере будущей деятельности человека». Радиопередачи Орфа о музыкальном воспитании обрели колоссальную популярность, а его методика начала распространяться по миру. В 1949 году при консерватории Моцартеум организовали специальные классы, в которых преподавали по рекомендациям Орфа, а в 1962 году Институт музыкального воспитания в Зальцбурге стал крупнейшим центром подготовки по этой новаторской методике.
Премьера последней работы Карла Орфа, «De temporum fine comoedia», прозвучала в 1973 году на Зальцбургском фестивале. Исполнил её Симфонический оркестр Кёльнского радио под управлением Герберта фон Караяна.
Карла Орфа не стало в 1982 году. Его творчество связало четыре эпохи — Германскую империю, Веймарскую республику, Третий Рейх и ФРГ.
Текст: Анна Чичагова