Невероятные достижения Муцио Клементи
Фантастическая судьба ждёт мальчика, родившегося 23-го января 1752 года в семье римского ювелира … В будущем он сразится с Моцартом, вдохновит Бетховена. Сама история присвоит музыканту и композитору Муцио Клементи бессмертный титул «отца фортепианной музыки».
Уже в самом начале жизнь Муцио казалась невероятной. С шести лет он пел по нотам, девятилетним претендовал на звание церковного органиста. В тринадцать его игрой заслушался британский меценат, и, выкупив вундеркинда у отца, увёз его с собой Англию. Там обязал упражняться на клавишных по много-много часов. На этих бесконечных занятиях ищущий нового подросток изобретал свои приёмы игры и, в итоге, достиг феноменального мастерства.
Вырвавшись из «золотой клетки» покровителя, он невероятно быстро прославился. Свободно и изящно извлекая звуки из нового тогда инструмента, уговорил европейцев оставить клавесин истории и влюбиться в фортепиано. Успешность Клементи в те годы можно было сравнить только со славой Моцарта.
Вена… императорский дворец… Два гиганта Клементи и Моцарт, чередуясь, изумляют болельщиков искусством владения клавишами. За их дуэлью следит сам монарх Иосиф Второй. Поговаривают, что он так болел за Вольфганга, что Муцио пришлось играть на расстроенном инструменте. Кто в итоге победил — доподлинно неизвестно. То ли Моцарт, то ли ничья, источники расходятся в показаниях. Но, вскоре, критики услышат в новых сочинениях австрийского гения манеру, которую тот, ухватил у соперника по музыкальной дуэли.
Клементи не Моцарт, его не похоронят в общей могиле. В дополнение к блестящей карьере он заготовил надёжный тыл. У него своя фабрика по производству роялей и нотное издательство, которое первым в Англии опубликует музыку Бетховена. А ещё он создатель и издатель большой музыкальной энциклопедии.
Много сделал в своей невероятной жизни сын римского ювелира. Клавишные переливы его филигранных сонат, вдохновлявшие Бетховена, красноречиво рассказывают нам, живущим сегодня, об их авторе-виртуозе. А наши дети по-прежнему разучивают его сонатины, учась игре на фортепьяно, любовь к которому, с лёгкой руки Муцио Клементи, горяча до сих пор.
Текст: Наталья Оганджанянц