Чезаре Пуньи, или Цезарь Пуни, итальянский композитор, с чьим именем связаны годы расцвета императорских театров в Петербурге, родился 31 мая 1802 года. Многочисленные балеты на музыку Пуньи звучали в европейских столицах, а с середины 19 века в России начинается сотрудничество итальянца с легендарным хореографом Мариусом Петипа. С музыкой Пуньи и хореографией Петипа на петербургской сцене шли «Дочь фараона», «Жемчужина Севильи» и первый в истории балет на русскую народную тему — «Конёк-горбунок». Самые известные балеты Чезаре Пуньи — а всего их более трехсот — до сих присутствуют в репертуаре театров.
Танец судьбы Чезаре Пуньи
Это история о том, как сын часовщика из Генуи стал главным сочинителем балетов в России. 31 мая 1802 года родился Чезаре Пуньи, или, на французско-русский манер, Цезарь Пуни — итальянец, с чьим именем связан расцвет императорских театров России.
О жизни композитора ходило множество слухов…
Начал он сочинять в детстве с симфонии, после которой попал на обучение в Миланскую консерваторию. Поговаривали, что не доучился, начав подрабатывать в Ла Скала. В 21 год сочинил свой первый балет для миланского театра. В 30-ть стал его музыкальным директором, но вскоре бежал из города, спасаясь от долгов, наделанных из-за страсти к азартным играм.
Дальше был Париж, потом Лондон. В сорок с небольшим Пуни пишет балеты для Королевского театра. Спектакль «Эсмеральда» по бестселлеру Виктора Гюго ставит знаменитый хореограф Жюль Перро, чья рекомендация приведёт композитора в Россию.
Порвав с Лондоном, он перевозит жену и детей в Петербург, где ходят разговоры о его любовной связи с русской девушкой, которая родит ему ещё потомков.
Чезаре под пятьдесят, он плодовит, адаптирует старые и пишет новые балеты. Вместе с Мариусом Петипа они выпускают их один за другим. Здесь и «Дочь фараона», которую частенько можно встретить в афишах в наши дни. Судачили о том, что этот балет заказал директор императорских театров для своей фаворитки-танцовщицы.
В России мода на фольклор, и итальянец берётся за первый в истории страны балет с народным колоритом. Его «Конёк-горбунок» по сказке Ершова станет родоначальником лубочного стиля на классической сцене.
Пуни написал более трёхсот балетов, прослыв одним из самых плодовитых балетных авторов. Но к старости он снова в долгах, поговаривают, из-за пьянства. Танцоры собирают средства, чтобы помочь Чезаре прокормить большую семью.
Что из этого правда, а что выдумка, наверное, уже не узнать. Но, главное, что годы, когда Цезарь Пуни творил в нашей стране, ознаменовались расцветом музыкального театра. А лучшие из его мелодичных, образных спектаклей и сегодня с удовольствием смотрят зрители.
Текст: Наталья Оганджанянц