Петипа Мариус Иванович
Petipa Marius
11.03.1818 – 01.07.1910
- Россия
- Франция
Балетмейстер Мариус Петипа и его хореографическая симфония
Уроженец Франции Мариус Петипа в конце 19 века стал главной фигурой русского балета. Он создал в России национальную школу классического танца и сделал музыку одним из главных действующих лиц хореографических спектаклей.
В царскую Россию Петипа уезжал из Парижа за год до падения монархии во Франции. Политика не имела отношения к дальнему путешествию —молодой повеса спасался бегством от любовных приключений в Европе. Контракт с дирекцией императорских театров пришёлся ко времени. Мариус не раздумывая согласился стать танцовщиком в театре Санкт-Петербурга. Он грезит работой балетмейстера, но к цели идёт эволюционным путём: сначала — помощник хореографа, затем автор дивертисментов, потом не вполне удачных постановок большого формата. И только после тридцати лет кропотливой работы Петипа делает спектакль своей мечты. В «Баядерке» он и хореограф, и сценарист. Музыку по его заказу и под чутким руководством пишет Людвиг Минкус. Постановка смотрится на одном дыхании и заканчивается массовым танцем — апофеозом.
После успеха такого успеха, на пороге 60-летия Петипа переживает вторую молодость. Он горит желанием поставить новые спектакли с оригинальными декорациями, светом и музыкой. В это же самое время Чайковской болезненно переживает провальную премьеру в Большом театре «Лебединого озера». Пётр Ильич зарекается писать музыку для балетов, но встреча с Петипа всё меняет. Двух великих творцов объединяет сказочная феерия «Спящая красавица». Стройный по архитектонике спектакль поражает великолепием музыкальных номеров. Жемчужинами постановки стали вальсы, которые звучат уже в прологе. В последнем акте изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых — торжественное па-де-де героев. Масштабная постановка, напоминающая симфонию с ярким танцевально-визуальным рядом, испугала современников своей новизной. Но впереди у Петипа ещё две яркие работы на музыку Чайковского: «Щелкунчик» и новое «Лебединое озеро», которое он поставит уже после смерти композитора.
«Лебединой песней» для Мариуса Петипа станет спектакль «Раймонда» на музыку Глазунова. Начало 20 века стало концом эпохи великого балетмейстера. Из театра его не уволили, так как Николай II распорядился сохранить за ним рабочее место до конца жизни. Обрусевший француз, с гордостью носивший отчество Иванович, принялся за написание мемуаров. Подробной и научно выверенной биографии Мариуса Петипа на русском языке до сих пор нет.