Свет Светлановского Чайковского

Дата публикации: 6 мая 2020

Одна из жемчужин «золотой коллекции» — снятый в студии Останкино цикл симфоний Петра Ильича Чайковского в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова. В 1985 году масштабную работу увидели советские зрители. Перед ними предстал абсолютно неизвестный Светланов — рассказчик. Артист предварял исполнение каждого сочинения комментарием, доходчиво объясняя замыслы композитора и, главное, свое личное отношение к исполняемой музыке. Великий мастер признавался, что не любит репетировать Шестую симфонию Чайковского и на прогонах мечтает о том, чтобы скорее настало время полноценного концерта.
К сожалению, репетиции Светланова с оркестром остались в памяти только тех, кто был участником той масштабной работы — оркестрантов и команды Главной редакции музыкальных программ Центрального телевидения СССР. Все они находились под магическим обаянием народного артиста Советского Союза и не переставали удивляться тому, как лауреат Ленинской премии испытывает некое волнение, приступая к прочтению партитуры, известной ему досконально, как ищет правильный звук и с наслаждением прикрывает глаза, когда находит необходимое туше.
Оператор съемок Эрик Малинин в «чистовом» варианте сохранил фирменный стиль Светланова. Камера зафиксировала красоту академического жеста маэстро, его диалоги с оркестрантами. Эта история любви исполнителей и гениальной музыки Чайковского развивалась при отсутствии зрителей, опровергая все штампы о том, что артистам для вдохновенного выступления обязательно нужны живые слушатели в зале. Талант, страсть, энергетика Светланова перетекли через экраны телевизоров и наполнили светом незатейливые будни жителей эпохи застоя.
Свет Светлановского Чайковского
Запись имеет и прикладное значение: фильм можно смотреть как мастер-класс по дирижированию или же познавательный материал, рассказывающий о составе симфонического оркестра. В кадр неизменно попадают солирующие инструменты. Достигается двойной эффект — можно не только видеть инструмент, но и слышать, как он звучит. Этот приём обсудили со Светлановым, и он его одобрил.
Маэстро, страстно влюбленный в музыку Чайковского записал этот цикл для того, чтобы как можно большее количество людей стали поклонниками творчества великого русского композитора.
Так последуем рекомендациям Евгения Федоровича Светланова, получившего в 1986 году звание Героя социалистического труда за запись «Антологии русской симфонической музыки» и съемку цикла симфоний Чайковского.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Конкурс артистов балета «Арабеск» подвёл итоги второго тура

XVIII конкурс артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, который проходит в Пермском оперном, подвёл итоги второго тура. В третий, финальный этап вошли 35 молодых танцовщиков.

Чары «Лебединого озера»

Утончённый мир классического танца окружит зрителей Кремлёвского дворца. «Лебединое озеро» представят публике Симфонический оркестр радио «Орфей» и театр «Кремлёвский балет».

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.