Танцевальный юбилей

Дата публикации: 10 марта 2025

150-летие со дня рождения Мориса Равеля отметили Валерий Гергиев, Денис Мацуев и Российский национальный молодёжный симфонический оркестр. Вечер в день рождения юбиляра прошел в Зале имени Чайковского.
Танцевальный юбилей
В программе — шедевры Равеля и его современников, Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Все композиторы были знакомы между собой и неоднократно встречались. А почти все прозвучавшие на вечере произведения, за исключением разве что Второго концерта Прокофьева, объединила танцевальная тематика и причастность к антрепризе Дягилева.
Так свой «Вальс» Равель задумал в качестве приношения королю жанра Иоганну Штраусу и как «апофеоз венского вальса». Композитор предложил новый опус для постановки Сергею Дягилеву, но тот счел музыку недостаточно хореографичной и отказался от нее. Воплотить «Вальс» в танце удалось Иде Рубинштейн в 1929 году в Париже. По её же заказу Равель написал и знаменитое «Болеро», которое завершило первое отделение концерта.
«Вальс» Равеля исследователи нередко сравнивают с балетом «Дафнис и Хлоя», находя в обоих опусах общие черты оркестрового мышления их автора и отмечая важное различие: в «Дафнисе» музыкальное развитие завершается светлым апофеозом, в «Вальсе» — трагическим смятением.
Неслучайно Сюита из балета также вошла в программу юбилейного вечера, органично встав между двумя равелевскими «танцами».
Танцевальный юбилей
Второе отделение отдали музыке знаменитых современников Равеля, премьеры которых завершились скандально. Это сочинения-ровесники: Второй концерт Прокофьева и сюита из «Весны священной» Стравинского. Оба — новаторские, революционные для своего времени. К обоим публика была не готова.
После премьеры Второго концерта Прокофьева в прессе окрестили «фортепианным кубистом и футуристом», а «Весна священная», как писал Андрей Левинсон, отозвалась у зрителей «болезненным, острым, физиологическим недовольством». Век спустя эта музыка уже не кажется скандальной, но до сих пор не вся публика ее «выдерживает».
Судя по количеству поднятых вверх телефонов (вопреки традиционным предупреждениям, что фото- и видеосъёмка запрещена) во время выступления Дениса Мацуева и бурным аплодисментам между частями в прокофьевском Концерте, думается, что солидная доля слушателей пришла в филармонию вовсе не ради Равеля, а на громкие имена исполнителей.
Кто-то покинул зал сразу после основной программы Мацуева. Более терпеливые дождались изысканных бисов от пианиста: Денис Леонидович сыграл Andante из Восьмой сонаты Прокофьева и знаменитую Мелодию из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». После ухода пианиста со сцены треть партера оказалась пустой, чем тут же воспользовались слушатели, сидевшие в амфитеатре, моментально заполнив освободившиеся места почти целиком.
«Весна священная» гостям вечера тоже «зашла» тяжеловато. Возможно, сказалось получасовая задержка в начале концерта, а, возможно, кто-то не привык слушать академическую музыку больше часа. Как бы то ни было, публика собиралась в группы по два-три человека и спускалась к выходам прямо во время исполнения — так себе характеристика слушательской культуры. А жаль.
Танцевальный юбилей
И пусть молодым оркестрантам местами не хватало гибкости и плавности в динамике, зато на forte они звучали во всю мощь и с юношеским задором. Иногда чересчур прямолинейно, иногда с огрехами у духовиков, но всегда энергично и с энтузиазмом. Впрочем, благородное piano тоже не чуждо молодежи — в нужных моментах Гергиеву удалось добиться от оркестрантов хрустальной прозрачности и почти невесомой мягкости.
«Ансамбль» с пианистом тоже сложился удачно. Любопытно, что впервые Денис Мацуев сыграл Второй концерт Прокофьева тоже вместе с Валерием Абисаловичем — десять лет назад в Мюнхене. С тех пор произведение прочно обосновалось в репертуаре знаменитого пианиста. Мощно и с блеском прозвучала каденция в первой части. Здесь Мацуев точно, если не сказать грандиозно, исполнил авторское указание Collossalo. Врочем, оно подходит и для всего концерта в целом.
Наталия Сергеева
Фото — пресс-служба Московской филармонии

Последние события

Соперничество Москвы и Петербурга

Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила шорт-лист XIII ежегодной премии за 2024 год. Награда присуждается в выставочном, издательском, музейном и реставрационном деле.

Первая балетная премьера сезона в Мариинке

Первая балетная премьера сезона Мариинского театра — «Танцсцены» на музыку Стравинского в постановке Вячеслава Самодурова. Показы пройдут 9 и 10 апреля на новой сцене.

Концерт Курентзиса в кино

Кинотеатр «Ленфильм» покажет запись концерта оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, который состоялся в церкви Сан-Марко в Милане. Киносеанс состоится 6 апреля.

Поиск по сайту