Пируэты Геннадия Рождественского
Дата публикации: 3 марта 2021
Популярность симфонических концертов может вырасти, если среди участников таких представлений появится новый персонаж — человек, отвечающий за аплодисменты. Он сможет подсказывать слушателям, где в паузах, существующих в партитурах, нужно хлопать, а где следует воздержаться от бисирования. Боязнь оконфузиться нередко останавливает начинающих меломанов от походов в филармонию. Новация вызывает улыбку, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.

В свое время великий Геннадий Николаевич Рождественский придумал гениальных ход, помогающий решить проблему двусмысленности при появлении звуковых «дыр» во время исполнения симфоний. «Я проводил массу экспериментов, — вспоминал музыкант. — Можно ли не почувствовать, где заканчивается произведение, когда долго-долго звучит аккорд? Нет! Нельзя тихо и спокойно снять аккорд, никто не будет аплодировать. А вдруг это ещё не все? Поэтому я делаю вот так (делает эффектный жест завершения), а еще делаю пируэт, оборачиваюсь и иногда даже говорю: конец!»

Маэстро много лет вёл диалог с самой разной публикой, открывая ей мир академической музыки. Рождественский-рассказчик не менее убедителен и прекрасен, чем Рождественский-дирижёр. Его монологи перед исполнением произведения содержали огромное количество интересных деталей. И все они укладывались в целостную историю, приближающую к пониманию творческих замыслов автора. К концу лекции возникало зудящее желание незамедлительно приложить полученную информацию к музыкальному материалу, несущему потоки мелодий и томительных… фермат. Кстати, Рождественский часто заканчивал вступительное слово репликой: «А сейчас мы послушаем само сочинение».
Как пример запись 1973 года Девятой симфонии Дворжака — Геннадий Рождественский и симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
Автор: Ирина Столярова
Последние события
Путин поручил создать группу по сохранению памятников культуры
Владимир Путин поручил администрации президента до 1 октября создать межведомственную рабочую группу для повышения эффективности мер по сохранению объектов культурного наследия народов страны.
Продлён прием заявок на гранты Мэра Москвы
Приём заявок на гранты Мэра Москвы продлён до 20 августа. Программа позволяет компенсировать до 100% стоимости обучения в ведущих столичных вузах культуры и искусства.
Театр «У Никитских ворот» объявил планы на сезон
Театр «У Никитских ворот» в новом сезоне представит 10 премьер, среди которых постановки по Булгакову, Платонову, Шекспиру, а также первое в России музыкально-поэтическое шоу о Стиве Джобсе.