Пируэты Геннадия Рождественского

Дата публикации: 3 марта 2021

Популярность симфонических концертов может вырасти, если среди участников таких представлений появится новый персонаж — человек, отвечающий за аплодисменты. Он сможет подсказывать слушателям, где в паузах, существующих в партитурах, нужно хлопать, а где следует воздержаться от бисирования. Боязнь оконфузиться нередко останавливает начинающих меломанов от походов в филармонию. Новация вызывает улыбку, но в каждой шутке, как известно, есть доля правды.
Пируэты Геннадия Рождественского
В свое время великий Геннадий Николаевич Рождественский придумал гениальных ход, помогающий решить проблему двусмысленности при появлении звуковых «дыр» во время исполнения симфоний. «Я проводил массу экспериментов, — вспоминал музыкант. — Можно ли не почувствовать, где заканчивается произведение, когда долго-долго звучит аккорд? Нет! Нельзя тихо и спокойно снять аккорд, никто не будет аплодировать. А вдруг это ещё не все? Поэтому я делаю вот так (делает эффектный жест завершения), а еще делаю пируэт, оборачиваюсь и иногда даже говорю: конец!»
Пируэты Геннадия Рождественского
Маэстро много лет вёл диалог с самой разной публикой, открывая ей мир академической музыки. Рождественский-рассказчик не менее убедителен и прекрасен, чем Рождественский-дирижёр. Его монологи перед исполнением произведения содержали огромное количество интересных деталей. И все они укладывались в целостную историю, приближающую к пониманию творческих замыслов автора. К концу лекции возникало зудящее желание незамедлительно приложить полученную информацию к музыкальному материалу, несущему потоки мелодий и томительных… фермат. Кстати, Рождественский часто заканчивал вступительное слово репликой: «А сейчас мы послушаем само сочинение».
Как пример запись 1973 года Девятой симфонии Дворжака — Геннадий Рождественский и симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
Автор: Ирина Столярова

Последние события

Россияне любят Шекспира

Из сочинений Уильяма Шекспира россиянам больше всего нравится «Ромео и Джульетта». Далее идут «Гамлет, принц Датский» и «Укрощение строптивой».

Хип-хоп опера

Премьера хип-хоп-оперы «Футуристы» режиссёра Никиты Герасимова состоится 24 апреля на сцене ДК «Нефтяник» в Тюмени. Это сочинение для подростков, которое сочетает в себе разные музыкальные жанры.

Александр Соловьёв: «Конкурс „Партитура“ помогает раскрутке молодых композиторов»

Более 700 заявок пришло на Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура». Член жюри, худрук Камерного хора Московской консерватории Александр Соловьёв рассказал о важности конкурса.