Фестиваль Башмета в Сочи подвел итоги

Дата публикации: 2 марта 2021

Международный фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета завершился в Сочи. Юрий Абрамович рассказал об итогах смотра.
«Фестиваль никак не прогнулся, а, наоборот, растет семимильными шагами и по количеству премьер, и (может, это будет звучать немного смешно), по количеству зрителей. На всех концертах залы были полными. И это всё люди, которые вместе с нами переживают трудное время пандемии.
Фестиваль оптимистично дает ощущение, что жизнь продолжается и стремится к новым высотам. Я говорю о премьерах и о том, как принимает публика наши концерты и постановки».
Фестиваль Башмета в Сочи подвел итоги
Неотъемлемая часть фестиваля — образовательная академия для молодых музыкантов, которая помогает повысить мастерство и глубже погрузиться в профессию.
«За несколько дней ребята сделали большой скачок вперед в своем профессиональном развитии. Без академии уже сложно представить фестиваль. Композиторский конкурс тоже прошел интересно, прежде всего, потому что лауреаты очень разные по стилям и по школе. По сравнению с предыдущими годами, конкурс сильно вырос по уровню.
Конечно, много над чем нужно работать, но прогресс очевиден. И самое главное, что участники раскрепощаются на сцене. Я особенно благодарю профессоров, которые их обучали. Есть у нас звездочки, человек 6-7, которые вырастут в большие имена. Считаю, что у них большие перспективы», — продолжает Юрий Абрамович.
Ни один башметовский фестиваль не обходится без премьер. В этом году среди них — творение композитора Александра Чайковского и режиссера Павла Сафонова, которое буквально перед Сочи представили в столице.
«Очень рад, что показали здесь спектакль «Свидание в Москве». Очень сложно найти поющих актеров. Катя Рябова, сыгравшая главную роль, учится на вокальном отделении Гнесинского института, параллельно работая в театре.
«Корабль влюбленных» — вообще мировая премьера. Когда-то давно у меня возникла идея создать спектакль о любви разных эпох. Я не участвовал в написании сценария, но идея выросла в красивую и грустную историю», — рассказывает Башмет. — Женя Миронов пронзительно прочел «Гамлета». Для меня и для него это премьера. Я никогда не дирижировал этой музыкой Шостаковича. Знал только старый фильм со Смоктуновским».
Фестиваль открыли традиционно постановкой «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, ставшей визитной карточкой смотра. Спектакль родился здесь, в Сочи.
Впрочем, как и Всероссийский юношеский оркестр, который стал главным участником концерта-закрытия.
Фестиваль Башмета в Сочи подвел итоги
В программе сошлись и премьеры, и признанная классика, а еще хэви металл, современный академизм, джаз и романтизм. Получилось сложно и насыщенно.
Начали ни много ни мало с мировой премьеры опуса ныне здравствующей англичанки Шарлотты Брей «Исход горькой воды» — оркестровой пьесы, построенной на резко звучащих тритонах и секундах, написанной по заказу сочинского фестиваля и «отражающую состояние современного человека в период пандемии».
Смягчил диссонансы Виолончельный концерт Шумана с немецким солистом Йенсом Петером Майнцем. Завершил же первое отделение Ля-минорный скрипичный концерт Александра Глазунова. Солировала Татьяна Самуил, которая давным-давно дружит и с Юношеским оркестром Башмета, и с его фестивалем — ансамбль слаженный и крепкий.
Фестиваль Башмета в Сочи подвел итоги
Второе отделение взбодрило всех. Его открыл Дмитрий Маслеев Джазовой сюитой Цфасмана. Произведение для молодого пианиста не новое, но точно одно из любимых. Эту сюиту Маслеев записал на фирме «Мелодия» вместе с Красноярским симфоническим оркестром. Об этом мы уже рассказывали.
Еще одна мировая премьера — Metal Concert для электрогитары с оркестром еще одного друга башметовских фестивалей — бельгийца Патрика де Клерка, который на несколько тактов в начале и финале партитуры превратил оркестр в хор.
Фестиваль Башмета в Сочи подвел итоги
При первых же звуках Концерта ноги невольно начинают отбивать ритм, вторя трём (!) ударникам. Оркестр то и дело выходит за грань академического звучания и превращается в хэви-металл группу, в которой почему-то собрались аж 8 контрабасов и 14 виолончелей. Дирижировал этой прекрасной вакханалией Клаудио Ванделли. И в общем-то здесь можно было поставить жирную точку, но нет. На сцену вновь выходит Юрий Абрамович, чтобы сыграть со своими подопечными «Болеро» Равеля, дав исполнить соло сразу нескольким оркестрантам, а заодно вернув концерт-закрытие в «классическое» русло.
Следующий, юбилейный фестиваль искусств по традиции состоится в феврале. Под слоганом «Сделано в Сочи» организаторы представят самые яркие произведения, созданные за 15 лет существования смотра.
Наталия Сергеева
Фото: Алексей Молчановский, пресс-служба РКА
Фестиваль Башмета в Сочи подвел итоги

Последние события

Хоровой марафон завершится в Кремле

Фестиваль детского хорового искусства, приуроченный к 90-летию со дня рождения Виктора Попова, завершится 12 декабря. Гала-концерт пройдёт в Государственном Кремлёвском дворце.

Спиваков и НФОР прорвали культурную блокаду

Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова впервые выступил в Будапеште. После основной программы маэстро и коллектив пять раз играли на бис.

Программу «Сибириады» расширят

На конкурсе-фестивале имени Эдуарда Артемьева «Сибириада» в следующем году появится новое направление. Оно будет связано с музыкой для фильмов, сообщили в Минкультуры Новосибирской области.