«Дальше — тишина»

Дата публикации: 28 февраля 2021

Шекспир и Шостакович — на Зимнем фестивале искусств в Сочи под управлением Юрия Башмета состоялась мировая премьера спектакля-концерта «Гамлет».
В музыкальной основе постановки — музыка Шостаковича к одноименному кинофильму (1967) и спектаклю Акимова, поставленного в Театре Вахтангова в 1932. Музыка мрачная, но вполне самостоятельная. Жаль, что в столичных афишах она — исключительно редкий гость. Возможно, для ее исполнения нужен особый случай или контекст. Кстати, оркестр «Новая Россия» и Юрий Абрамович к ней обратились впервые.
С первых звуков угадывается стиль гениального Шостаковича. Здесь и сумрачное звучание солирующих виолончелей, и то режущие, то бьющие наотмашь скрипки, и мощные удары литавр, и почти мистические отзвуки челесты перемежающиеся с пронзительно вскрикивающей медью. Кажется, Дмитрий Дмитриевич сделал всё возможное, чтобы от такта такта усиливать ощущение неминуемой трагедии, а режиссер Марина Брусникина вместе с Юрием Башметом собрали самые сильные фрагменты обеих партитур (преимущественно киношной) и ведя слушателя к кровавому финалу, беспощадно и умышленно не делают ни одной остановки — всё слушается на едином дыхании и несется до последней тоники, растворяющейся в тишине и темноте зала.
Получилась очень камерная и бесконечно трагическая история. Авторы спектакля-концерта намеренно убрали все комические фрагменты, связанные, например, с Розенкранцем и Гильденстерном, и «бедного Йорика», и норвежского принца Фортинбраса, который вот-вот займет датский престол. В центре повествования — личное горе сомневающегося Гамлета, трансформация которого приводит к всем известной На роль чтеца позвали Евгения Миронова. Это не первое творческое сотрудничество Юрия Башмета со знаменитым актером. Российская публика, наверняка, сходу вспомнит и «Ван Гога», и «Евгения Онегина» с участием обоих артистов.
По словам Миронова, Гамлета он никогда не мечтал сыграть, однако исполнил эту роль в спектаклях Петера Штайна и Робера Лепажа. Спектакль-концерт Марины Брусникиной — его третий Гамлет. Впрочем, не только Гамлет, но и остальные персонажи. Актер мастерски перевоплощается то в нежную Офелию, то в благородного Лаэрта, то в страдающую Королеву, то жаждущую справедливости Тень отца Гамлета. Слушателю остается только восхищаться свободой владения шекспировским текстом и иногда посматривать на задник сцены, где висит огромный экран, на котором то по буквам собираются отрывки из трагедии, то крупным планом показывают лицо Евгения Миронова.
Перед Ксенией Перетрухиной стояла непростая задача — в ограниченное пространство сцены с сидящем на ней симфоническим оркестром и стоящим чтецом добавить лаконичное и поясняющее оформление, которое не будет перетягивать на себя внимание, но при этом органично впишется в общий контекст. При этом ни временной, ни пространственной привязки нет. Справилась ли художница? Однозначно да.
Мировая премьера состоялась и состоялась успешно. Москвичи же увидят «Гамлета» только осенью. В сентябре обещают провести столичную премьеру в «Зарядье».
Наталия Сергеева
«Дальше — тишина»

Последние события

Москвичкам посвятили целую выставку

Выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х» открыли в Музее Москвы. Главной героиней произведений искусства тех лет стала новая женщина, которая преобразует город.

Театр Вахтангова покажет премьеру спектакля «По Руси»

Премьера спектакля Павла Пархоменко «По Руси» по произведениям Максима Горького состоится в театре имени Вахтангова. Постановку покажут 28 и 29 апреля в Камерном зале Симоновской сцены.

Изысканно и со вкусом

Российский национальный оркестр представил 23 апреля в Зале имени Чайковского заключительный концерт своего абонемента в Московской филармонии.