Такой разный Вольфганг

Дата публикации: 11 февраля 2020

«Поразительно, как одинаково написанные нотные знаки рождают столь разные интерпретации», — репортаж Романа Берченко с Международного конкурса имени Моцарта.

Последние вести с полей сражений на международном конкурсе пианистов имени Моцарта таковы: определились трое финалистов. Ими стали (в порядке выступления на конкурсе):
Су Еон Ким (Южная Корея);
Эли́забет Ва́глехнер (Австрия);
Ю Нитаха́ра (Япония).
В полуфинале все пятеро участников в сопровождении струнного квинтета (он входит в состав оркестра «Солисты Зальцбурга», который выступит в финале конкурса) исполняли одно и то же сочинение — клавирный концерт Моцарта до мажор, номер 415 по каталогу Кёхеля. Возможно, это было немного утомительно — прежде всего, для аккомпанирующих музыкантов (они выдержали испытание с честью), а также для части публики. Однако это дало возможность и жюри, и слушателям, словно на рентгене, сравнить интерпретации конкурсантов и составить собственное мнение.
Такой разный Вольфганг
Поразительно, как одинаково написанные нотные знаки рождают столь разные, часто полярные интерпретации — от предельно свободной, казалось, полуимпровизационной трактовки японца Ю Нитахара до гораздо более строгого и цельного, подчиненного единому архитектоническому замыслу и, в то же время, филигранного в деталях, словно огранённый бриллиант, прочтения Су Еон Ким из Южной Кореи. Представительница Австрии Элизабет Ваглехнер, в свою очередь, интерпретировала концерт в чувственно-романтическом ключе, что, безусловно, тоже вполне правомерно — ведь моцартовская музыка содержит поистине бесконечную, неисчерпаемую глубину и палитру эмоций.
Еще две полуфиналистки, талантливые молодые пианистки из Японии Аи́ри Ката́да и Се́йка Иши́да, играли концерт тоже замечательно, с живой и очень личной интонацией, однако по решению жюри завершили участие в конкурсе на полуфинальной стадии. По этому случаю впервые за много дней в Зальцбурге пролился сильный дождь, и произошло это почти синхронно с объявлением результатов полуфинала. Словно бы небеса расплакалась оттого, что две прекрасные девушки, пролетевшие половину земного шара ради выступления на родине Моцарта, вынуждены сойти с дистанции.
Однако многоопытные и чуткие судьи приняли мудрое, остроумное и морально справедливое решение: Сейка Ишида, которой присуждён специальный приз за лучшее исполнение во втором туре обязательного произведения, «Багатели» Кшиштофа Мейера, поднимется в финале на легендарную историческую сцену Моцартеума, чтобы еще раз исполнить сочинение польского мэтра, а затем получит заслуженную награду из его рук.
В итоге на Моцартовском конкурсе 2020 года не будет ни чисто азиатского финала, ни чисто женского, хотя и то и другое было весьма вероятно и не раз прогнозировалось. Словно бы стремясь к моцартовскому совершенству и гармонии, международное жюри во главе с профессором Павлом Гилиловым осознанно или интуитивно соблюло все возможные пропорции и балансы.
Хотелось бы отметить беспрецедентную открытость, доброжелательность и неутомимость судейской коллегии: после объявления результатов каждого тура те пианисты, которые не прошли в следующий этап, приглашались в комнату жюри, где знаменитые педагоги, музыканты с мировыми именами, не жалея времени и сил, объясняли мотивы своих решений и оценок, подробно разбирали трактовки, указывали на достижения и недочёты. Нередко эти беседы длились едва ли не больше самого концерта, превращаясь в настоящие мастер-классы за роялем, который находился здесь же. Думается, это едва ли не самое ценное, что увезут из Зальцбурга все участники состязания — независимо от показанных ими результатов.
Вечером 11 февраля наступит кульминация конкурса: в знаменитом историческом зале Моцартеума состоится финальный концерт, в котором трое будущих лауреатов в сопровождении оркестра «Солисты Зальцбурга» под управлением Тибора Боганьи исполнят поздние моцартовские концерты.
Из Зальцбурга Роман Берченко

Последние события

Творческая эволюция Джакомо Пуччини

Фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго объявил окончательную программу предстоящего сезона, посвящённого 100-летию со дня смерти композитора. Его сочинения представят в хронологическом порядке.

Пасхальный поезд проедет по России

Сводный оркестр Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева открыл симфоническую программу Московского Пасхального фестиваля концертами в Вологде и Ярославле.

Жюри премии «Лицей» выбирает победителей

Опубликован длинный список литературной премии «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов. В лонг-лист вошли более 110 произведений авторов из 6 стран.