Такой разный Вольфганг

Дата публикации: 11 февраля 2020

«Поразительно, как одинаково написанные нотные знаки рождают столь разные интерпретации», — репортаж Романа Берченко с Международного конкурса имени Моцарта.

Последние вести с полей сражений на международном конкурсе пианистов имени Моцарта таковы: определились трое финалистов. Ими стали (в порядке выступления на конкурсе):
Су Еон Ким (Южная Корея);
Эли́забет Ва́глехнер (Австрия);
Ю Нитаха́ра (Япония).
В полуфинале все пятеро участников в сопровождении струнного квинтета (он входит в состав оркестра «Солисты Зальцбурга», который выступит в финале конкурса) исполняли одно и то же сочинение — клавирный концерт Моцарта до мажор, номер 415 по каталогу Кёхеля. Возможно, это было немного утомительно — прежде всего, для аккомпанирующих музыкантов (они выдержали испытание с честью), а также для части публики. Однако это дало возможность и жюри, и слушателям, словно на рентгене, сравнить интерпретации конкурсантов и составить собственное мнение.
Такой разный Вольфганг
Поразительно, как одинаково написанные нотные знаки рождают столь разные, часто полярные интерпретации — от предельно свободной, казалось, полуимпровизационной трактовки японца Ю Нитахара до гораздо более строгого и цельного, подчиненного единому архитектоническому замыслу и, в то же время, филигранного в деталях, словно огранённый бриллиант, прочтения Су Еон Ким из Южной Кореи. Представительница Австрии Элизабет Ваглехнер, в свою очередь, интерпретировала концерт в чувственно-романтическом ключе, что, безусловно, тоже вполне правомерно — ведь моцартовская музыка содержит поистине бесконечную, неисчерпаемую глубину и палитру эмоций.
Еще две полуфиналистки, талантливые молодые пианистки из Японии Аи́ри Ката́да и Се́йка Иши́да, играли концерт тоже замечательно, с живой и очень личной интонацией, однако по решению жюри завершили участие в конкурсе на полуфинальной стадии. По этому случаю впервые за много дней в Зальцбурге пролился сильный дождь, и произошло это почти синхронно с объявлением результатов полуфинала. Словно бы небеса расплакалась оттого, что две прекрасные девушки, пролетевшие половину земного шара ради выступления на родине Моцарта, вынуждены сойти с дистанции.
Однако многоопытные и чуткие судьи приняли мудрое, остроумное и морально справедливое решение: Сейка Ишида, которой присуждён специальный приз за лучшее исполнение во втором туре обязательного произведения, «Багатели» Кшиштофа Мейера, поднимется в финале на легендарную историческую сцену Моцартеума, чтобы еще раз исполнить сочинение польского мэтра, а затем получит заслуженную награду из его рук.
В итоге на Моцартовском конкурсе 2020 года не будет ни чисто азиатского финала, ни чисто женского, хотя и то и другое было весьма вероятно и не раз прогнозировалось. Словно бы стремясь к моцартовскому совершенству и гармонии, международное жюри во главе с профессором Павлом Гилиловым осознанно или интуитивно соблюло все возможные пропорции и балансы.
Хотелось бы отметить беспрецедентную открытость, доброжелательность и неутомимость судейской коллегии: после объявления результатов каждого тура те пианисты, которые не прошли в следующий этап, приглашались в комнату жюри, где знаменитые педагоги, музыканты с мировыми именами, не жалея времени и сил, объясняли мотивы своих решений и оценок, подробно разбирали трактовки, указывали на достижения и недочёты. Нередко эти беседы длились едва ли не больше самого концерта, превращаясь в настоящие мастер-классы за роялем, который находился здесь же. Думается, это едва ли не самое ценное, что увезут из Зальцбурга все участники состязания — независимо от показанных ими результатов.
Вечером 11 февраля наступит кульминация конкурса: в знаменитом историческом зале Моцартеума состоится финальный концерт, в котором трое будущих лауреатов в сопровождении оркестра «Солисты Зальцбурга» под управлением Тибора Боганьи исполнят поздние моцартовские концерты.
Из Зальцбурга Роман Берченко

Последние события

«Мессия», «Виртуозы», «Мастера»…

Оркестр «Виртуозы Москвы», Академический большой хор «Мастера хорового пения» Телерадиоцентра «Орфей» приглашают слушателей в Дом музыки 11 ноября на концерт «Воскресение Генделя».

Новые имена

Объявлены победители III Международного конкурса хоровых дирижёров имени Успенского, который завершился в Санкт-Петербурге. Обладательницей Гран-при стала хормейстер Люсине Григорян.

Победители фестиваля «Кино и музыка»

Главный приз фестиваля «Кино и музыка», который завершился в Туле, получил «Пророк». Музыку к фильму, в котором Юра Борисов сыграл Александра Сергеевича Пушкина, написал композитор Райан Оттер.

Поиск по сайту