Международный конкурс имени Моцарта

Дата публикации: 9 февраля 2020

Международный конкурс имени Моцарта в Зальцбурге… При этих словах представляешь себе что-то грандиозное, планетарное. Родина одного из величайших гениев в истории музыки, город, которому найдется мало равных по красоте и числу достопримечательностей, просто обязан превратить подобное состязание в музыкальный праздник вселенского масштаба.
Однако реальность оказывается совсем иной. Нет, туристическая индустрия работает исправно: толпы жаждущих (нынче всё больше из азиатских стран) ходят организованными строями по старинным улочкам и мостам через живописную реку Зальцах, терпеливо стоят в очереди в крошечный дом, где родился Моцарт, поднимаются фуникулёром на старинную епископскую крепость, грозно нависающую над городом, заходят в древний и величественный Зальцбургский собор, иногда даже взбираются на местную гору Капуцинов, откуда в хорошую погоду открывается умопомрачительный вид на окрестные долины и предгорья Альп километров на пятьдесят… А также исправно покупают всевозможные сувениры с изображением Амадеуса — от конфет и музыкальных шкатулок до предметов нижнего белья.
Международный конкурс имени Моцарта
Вот только до конкурса имени Моцарта всей этой голодной до впечатлений многотысячной братии дела нет совсем, да и самому конкурсу до них, видимо, тоже. Афиш в городе очень мало, да и в самом Моцартеуме — местном музыкальном университете, который организует мероприятие, найти зал, где проходят прослушивания, не так-то просто.
Международный конкурс имени Моцарта
В сущности, это и не зал, а большая аудитория со скромной сценой, посреди которой таится настоящее сокровище — рояль элитной фирмы «Бёзендорфер». И даже эта камерная аудитория на первых турах конкурса была заполнена даже не на четверть. Бывали прослушивания, когда количество зрителей немногим превышало число членов жюри, коих ровно семь.
Создавалось впечатление, что присутствуешь не на международном конкурсе в одной из музыкальных столиц мира, а на рядовом зачете кафедры общего фортепиано где-нибудь в музыкальном училище посреди бесконечной российской долины.
Однако всё это лишь внешний антураж — хотя он и вызывает недоумение. Что же касается музыкального содержания, то по этой части конкурс вполне оправдывает ожидания.
Конечно, Моцартовский конкурс притягивает к себе молодые дарования магией места. Но не только. Авторитетное жюри во главе с мэтром европейской фортепианной педагогики, профессором Павлом Гилиловым, весьма пристойные призовые, а также обещанные лауреатам ангажементы и ожидаемое всеми присутствие на финальных этапах самых влиятельных концертных агентов и импресарио — вот те слагаемые, которые обеспечили состязанию и достойное представительство (жюри отобрало на конкурс 23 участника из 10 стран), и приличный исполнительский уровень, который от тура к туру стремительно растет, то и дело преподнося публике приятные сюрпризы: ярко и неожиданно «раскрывается», «выстреливает» то один, то другой конкурсант, приводя зрителей в восторг свежими, живыми прочтениями, казалось бы, хрестоматийных шедевров, в которых всем знакома каждая нота.
Конкурс в Зальцбурге чётко подтверждает тенденции музыкальных состязаний последних лет. Среди них всё более молодой средний возраст участников и их растущее техническое оснащение.
Еще один тренд — конкурсы становятся женским уделом: на сцену в Моцартеуме в эти дни поднимались 17 девушек и только 6 юношей.
Столь же отчетлива и возрастающая азиатская экспансия: в нынешнем конкурсе пианистов имени Моцарта из 23-х претендентов 15 представляют страны Азии (8 — Японию, 5 — Южную Корею, 2 — Китай), не считая азиатских корней американской участницы. Это больше, чем две трети. А теперь посмотрим на эти цифры в динамике: из десяти прошедших на второй тур — восемь азиатских пианистов (пятеро японцев, два представителя Южной Кореи и один — Китая). Это уже 80%. Та же пропорция сохранится и в третьем туре: в него прошли 5 участников — трое японцев (две девушки и один юноша), одна представительница Южной Кореи и последняя оставшаяся европейская пианистка (из страны-хозяйки конкурса — Австрии). Так что вполне реально повторение недавнего финала Бетховенского конкурса в Бонне, где все призы разыграли между собой музыканты из Азии.
Международный конкурс имени Моцарта
Эту тенденцию нужно просто принять — она имеет уже давнюю историю и к тому же усиливается с каждым годом. Конечно, среди азиатских исполнителей — пианисты очень разного уровня. Есть настоящие бриллианты, есть музыканты-подражатели, копирующие своих учителей или знаменитые записи.
Однако в чем не откажешь всем нашим азиатским коллегам — в упорстве, невероятной работоспособности и честолюбии.
Сольная часть конкурса завершена. В третий тур вышли (в порядке выступления во втором туре):
Аи́ри Ката́да (Япония);
Се́йка Иши́да (Япония) — она завоевала приз за лучшее исполнение во втором туре обязательного произведения, «Багатели» Кшиштофа Мейера (знаменитый польский композитор — член жюри конкурса и лично будет вручать приз);
Су Еон Ким (Южная Корея);
Эли́забет Ва́глехнер (Австрия);
Ю Нитаха́ра (Япония).
9 февраля на конкурсе день напряженных репетиций, а следом еще два тура. В полуфинале пятеро претендентов будут играть ранние клавирные концерты Моцарта в сопровождении камерного струнного состава. В финал выйдут трое лучших, чтобы в сопровождении симфонического оркестра исполнить в знаменитом историческом зале Моцартеума поздние моцартовские концерты.
Состязание в самом разгаре. У публики (да, наверное, и у членов жюри) наверняка есть свои фавориты. Однако каждый тур преподносит так много сюрпризов (в основном приятных), так смешивает карты, что шансы стать победителем есть практически у каждого из оставшейся на плаву «великолепной пятёрки».
Развязка близка! Следите за нашими новостями!
Из Зальцбурга Роман Берченко

Последние события

Российский фильм «На этой земле» покажут на Роттердамском фестивале

Фильм российского режиссёра Ренаты Джало «На этой земле» включён в программу Международного Роттердамского кинофестиваля, который пройдёт с 30 января по 9 февраля.

Пушкинский музей объявил планы на 2025 год

Пушкинский музей в 2025-м готовит выставку к юбилею Победы, экспозицию шедевров европейской живописи из коллекции князей Барятинских, выставку графики «Французский рисунок XIX века» и другие проекты.

Берлинале начал объявлять программу

Берлинский кинофестиваль начал объявлять программу 75-го смотра. Ожидаются три мировые премьеры. В секции Berlinale Special покажут триллеры «Острова», «Душенька» и джазовый байопик «Кёльн 1975».