Очарование безумства

Дата публикации: 1 июля 2023

Прекрасно, что в нашем изменчивом и хрупком мире есть то, что помогает в вихре текущих событий не утерять главные смыслы. Фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни в Екатеринбурге», возникший в 2015 году в иных реалиях, созданный по лекалам и принципам одноимённого французского форума, сегодня обретает новое значение. В мире, раздираемом противоречиями и конфликтами, для тех из нас, кто живёт классической музыкой, он становится средоточием гармонии и красоты, вечных, непреходящих ценностей, помогая сохранить душевное равновесие и верные нравственные ориентиры.
Этот музыкальный марафон не имеет аналогов в нашей стране. Каждый год в конце июня — начале июля в Екатеринбурге за три дня проходит более 100 концертов, и каких! Звучит музыка от Средневековья и Ренессанса до написанной буквально только что; множество жанров — от монументальных симфоний и хоровых полотен до камерных и сольных произведений, разнообразие стилей — от высокой классики до джаза, рока, этники и фламенко…
Очарование безумства
Но дело не только в многоцветии эпох, жанров и стилей. В афише «Безумных дней» — звезды российского исполнительства, чье выступление становится событием в любой точке мира. Это не только флагман фестиваля и главный коллектив Свердловской филармонии — Уральский академический филармонический оркестр во главе с маэстро Дмитрием Лиссом, но и постоянные участники форума в течение многих лет — Александр Рудин и руководимый им Камерный оркестр «Musica Viva», пианистка Екатерина Мечетина, певица Агунда Кулаева, клавесинист Юрий Мартынов, ансамбль «Студия новой музыки»… Всего же в «Безумных днях»-2023 участвуют около 600 музыкантов: 9 оркестров, 13 ансамблей, 3 хора и более 30 солистов.
Масштабное мероприятие проходит при комплексной поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Свердловской области, Администрации Екатеринбурга. Главный спонсор фестиваля 2023 — ООО «ФОРЭС». Среди других спонсоров и партнеров — МНТК «Микрохирургия глаза» (эта организация приобрела для своих сотрудников внушительный пакет фестивальных билетов — 2500 штук!), а также Уральский федеральный университет, Сбербанк России, Уральский оптико-механический завод.
По словам организаторов форума, директора Свердловской филармонии Александра Колотурского и его первого заместителя по творческой деятельности Рустема Хасанова, главная цель фестиваля — привлечь к музыкальному искусству новую публику. И эту сложнейшую, амбициозную задачу Свердловская филармония год за годом решает очень убедительно. Судите сами: если на первом фестивале, прошедшем в 2015 году, неофиты составили 22% от числа зрителей, то на форуме прошлого года эта цифра увеличилась вдвое, составив впечатляющие 43%. То есть почти половина фестивальной публики — люди, впервые пришедшие в филармонические залы! Достижение, достойное любой престижной книги рекордов.
За счет чего достигается такой результат? Помимо высочайшего исполнительского уровня и максимального разнообразия программ, где каждый находит музыку по своему вкусу, успех фестиваля обеспечивает его особый формат и продуманная логистика.
В течение трёх дней с раннего утра и до позднего вечера в историческом центре Екатеринбурга, в лучших залах города, расположенных в шаговой доступности друг от друга, проходят концерты в одном отделении, длительностью не больше часа. При этом число залов неуклонно растет — например, в этом году фестиваль впервые примет библиотека храма Вознесения Господня, и общее количество площадок (учитывая зал в городе Первоуральске Свердловской области, где состоятся 4 концерта) достигнет 10. Таким образом, в течение дня каждый слушатель имеет возможность посетить до 12 музыкальных событий высочайшего качества, услышать самую разную музыку в лучшем исполнении. А если прибавить к этому предельно демократичную ценовую политику: стоимость любого фестивального билета с самого первого фестиваля 2015 года держится на уровне 200 рублей, — то главные слагаемые успеха налицо.
Каждый фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» неповторим, подчинен той ли иной теме. Например, первый форум, проведенный в 2015 году, назывался «Страсти земные и небесные». Потом были «Музыка странствий», «Неслучайные встречи», «К новым берегам» и другие… Год назад в центре внимания было творчество первых романтиков, название нынешнего фестиваля — «Ода Ночи». События форума с разных сторон раскрывают содержание и смысл заявленной тематики — благо за многовековую историю созданы тысячи и тысячи образцов «ночной» музыки. Это и ноктюрны, и серенады, и колыбельные, и всевозможные «лунные», «звездные» циклы… Список поистине неисчерпаем.
Выбирать концерты среди фестивального изобилия и строить собственный «маршрут» на день — отдельное удовольствие для музыкальных гурманов.
Очарование безумства
Ваш покорный слуга начал свою программу с выступления Александра Рудина и Камерного оркестра «Musica Viva» в Большом зале Екатеринбургского Театра юного зрителя. Коллектив исполнил серенады для струнных Моцарта и Чайковского — как всегда, стильно и с прекрасным чувством ансамбля, задав своего рода фестивальный камертон — очень высокую исполнительскую планку. Затем легкая пробежка до здания Свердловской филармонии — и вот уже звучит увертюра к опере Россини «Золушка», в поистине образцовом исполнении Уральского академического филармонического оркестра под управлением маэстро Дмитрия Лисса — летящая вперед, фонтанирующая весельем и энергией, со стильными, идеально сыгранными соло духовых. Следом — изысканный Второй фортепианный концерт Шопена с блистательной солисткой Екатериной Мечетиной. Пианистка и дирижер прочли шопеновский шедевр как бы из конца XIX века, сквозь призму симфонизма поздних романтиков и, не потеряв изящества и тонкости, он обрел крупный масштаб и даже монументальность. Кстати, Екатерина стала своеобразным талисманом, прекрасным и узнаваемым лицом фестиваля, играя здесь музыку самых разных стилей и жанров — и соло, и с оркестром, и в камерных ансамблях. Уральская публика обожает Мечетину, у нее здесь собственный круг фанатов. В эти дни у поклонников таланта Екатерины настоящий праздник — пианистка участвует в фестивале с самых первых концертов до финального гала, выходя на сцену в общей сложности 6 раз!
Очарование безумства
Еще один поворот калейдоскопа — и в историческом Зале Маклецкого, в здании Свердловского музыкального училища, через дорогу от филармонии, слушаем посвященную ночной тематике великую хоровую музыку Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, а также обработки народных песен — поет Симфонический хор Свердловской филармонии под управлением своего художественного руководителя, маэстро Андрея Петренко.
Дальше — мощное крещендо. В Большом заде филармонии в исполнении неутомимого оркестра «Musica Viva» во главе с Александром Рудиным звучит знаменитая «Ночная стража в Мадриде» Луиджи Боккерини — изумительное сочинение, полное остроумных находок и визуальных ассоциаций, переданных оркестром — от звона шпаг и трубных сигналов до гитарных переборов и исполнения томных серенад. Его сменяет редко исполняемая пьеса «Ночь» для струнного квартета Эрнеста Блоха — полная полутонов, тайн и мистики. В финале концерта — «Просветленная ночь», ранняя камерная симфония Арнольда Шенберга. Она написана в позднеромантическом духе, но отдельные фрагменты уже предвещают будущего радикального новатора.
А вечером 30 июня в Большом зале Свердловской филармонии состоялась кульминация не только первого дня, но, возможно и всего фестиваля — концерт-событие, концерт-сенсация. Ради него одного стоило бросить всё и приехать в Екатеринбург. Очень по-своему, глубоко и точно раскрывая «ночную» тему фестиваля, главный уральский оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Лисса на одном дыхании сыграл Седьмую симфонию Густава Малера, озаглавленную автором «Ночная песнь». Огромное, пятичастное произведение, длящееся более полутора часов — симфония-монстр, симфония-сфинкс, самое загадочное сочинение величайшего симфониста. Оно невероятно трудно для исполнения — огромный оркестр автор трактует как ансамбль солистов-виртуозов, поручая почти всем инструментам нереально сложные соло — и с технической, и с художественной точки зрения. Может быть, поэтому Седьмая малеровская симфония почти не звучит в концертах — не каждому коллективу и дирижеру по силам покорить этот симфонический Эверест. Скажу со всей ответственностью — маэстро Лиссу и Уральскому академическому филармоническому оркестру это удалось. И удалось блистательно. На пределе, а иногда и за пределом возможного. То, что совершили в этот вечер оркестранты и дирижер — настоящий музыкантский подвиг. И свердловская публика, очень чуткая и взыскательная, ответила на этот порыв долгой стоячей овацией.
Очарование безумства
Завершил первый фестивальный день шикарный десерт под названием «Ночь в опере». На открытом воздухе, в саду Вайнера, примыкающем к зданию Свердловской филармонии, Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением своего главного дирижера — молодого талантливого маэстро Дмитрия Филатова исполнил оперные хиты Моцарта, Россини, Верди, Рахманинова, Рубинштейна вместе с солистами — Клавдией Башкировой, Ольгой Вутирас и Алексеем Фроловым. Концерт, собравший самую многочисленную аудиторию первого дня (около 2000 человек!), привлек не только зрителей, но и летавших над садом ласточек — организовав собственный ансамбль, они старательно подпевали, часто попадая в тональность музыки! Ко двору пришлась и знаменитая полька Иоганна Штрауса «На охоте». А завершился музыкальный праздник фейерверком из конфетти в исполнении маэстро Филатова, продемонстрировавшего свое искусство и в обращении с пиротехникой — к полному восторгу публики!
Фестиваль «Безумные дни»-2023 стартовал на очень высокой ноте. Во второй день публику тоже ждет множество событий с восклицательным знаком: сольный концерт Екатерины Мечетиной, две вершины романтизма от маэстро Лисса и его оркестра — «Фантастическая симфония» Берлиоза и фрагменты из культовой оперы Вагнера «Тристан и Изольда», проект «На краю ночи» с пронзительными авангардными звучаниями Сальваторе Шаррино (ансамбль «Студия новой музыки»), российская премьера камерного сочинения Ольги Викторовой «Молитвы в ночи»… А еще шедевры барокко от Александра Рудина и оркестра «Musica Viva», огонь фламенко (Алексей Корбанов и ансамбль «Сovara»), а на закуску немного экзотики — музыка Балкан (Оркестр Александра Каштанова «Бубамара Брасс Бэнд») и сочинения для органа и стеклянной арфы (Александр Лемешев и Тимур Халиуллин). Обо всем этом и о многом другом — в нашем следующем репортаже из Екатеринбурга с фестиваля «Безумные дни»-2023.
Роман Берченко, из Екатеринбурга для радио «Орфей»

Последние события

«Почта России» отметит годовщину со дня рождения Шнитке

Штемпель и открытку с изображением Альфреда Шнитке выпустила «Почта России» в честь 90-летия со дня рождения композитора. Церемония гашения штемпеля состоится на фестивале «Лабиринты» 24 ноября.

Музыка моря

Музыкальной истории Военно-морского флота России посвятили выставку в Центральном военно-морском музее имени Петра Великого в Петербурге. Часть предметов публика увидит впервые за долгое время.

Игоря Крутого отметили орденом

Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Соответствующий указ опубликовали на официальном портале правовой информации.