Блестящий Малер
Дата публикации: 24 июня 2023
Цикл «Все симфонии Малера» завершился в зале «Зарядье» исполнением Первой симфонии австрийского маэстро. Российский национальный оркестр сыграл её под управлением своего нового худрука Александра Рудина.
«Аклассический», хоть и ранний Малер с его непредсказуемостью, открытыми формами, внезапными сменами гармоний и темповой игрой представляет собой серьезную музыкальную проверку для любого оркестра. Собрать симфонию воедино, «не рассыпать», но в то же время должным образом показать её масштаб и контрасты, не превратив всё в лоскутное одеяло, способен не каждый дирижер. Возможно, поэтому Малера на российских (да и не только) сценах играют не часто, но маэстро с мировыми именами считают едва ли не своим долгом записать все его симфонии: Кубелик, Хайтинк, Булез, Бернстайн, Шайи…
И слушать, и играть здесь есть что. Тонкость, с которой композитор создает звуковую палитру, то, как он владеет оркестровыми красками, потрясают. При этом Малер беспощаден к оркестрантам. Если он решил, что ансамбль валторн должен исполнить полнозвучное и мягкое legato (все же помнят, что валторнисты автоматом попадают в рай после смерти?), извольте сыграть и сыграть чисто — спрятаться за другими инструментами не выйдет. Чистой воды пение a сappella, помноженное на технически сложное звукоизвлечение и необходимость выстраивать ансамбль. И здесь духовики РНО справляются блестяще.
Должно сказать, в этой симфонии на духовиков нагрузка ложится буквально с первых тактов, где у них на фоне почти прозрачного звучания струнных появляются короткие мотивы. От части к части мотивы сменяются полновесными, масштабными соло и ансамблями, и каждый раз сиюсекундное слушательское волнение растворяется в чистоте и убедительности игры солистов РНО.
Александр Рудин без излишней экспрессии, свободно переключается между метрами и темпами малеровской партитуры, бережно и аккуратно соединяя между собой контрастные эпизоды. Он не заигрывает со слушателем, не пытается его удивить. Жест Рудина строгий и четкий, а все группы инструментов под его руководством звучат слаженно и в то же время свободно.
РНО в очередной раз показал, что может быть и драматичным, и пасторальным, и ироничным, и торжественным, и каким угодно, но всегда профессиональным и музыкально убедительным. Лаконичное по меркам малеровского симфонизма четырехчастное произведение слушается на одном дыхании и оставляет после себя восторг и жажду продолжения. Александр Израилевич, может, решитесь на полный цикл?
Наталия Сергеева
Фото — Ирина Шымчак
Последние события
Премию «Хранитель памяти» вручили в Москве
Вручение премии Российского еврейского конгресса «Хранитель памяти», приуроченной к Международному дню памяти жертв Холокоста, состоялось 27 января в московском театре «Студия театрального искусства».
Варшавер стал бессрочным главой Директорской ложи театров Москвы
Президент «Ленкома» Марк Варшавер будет занимать пост главы Директорской ложи театров Москвы на бессрочной основе, рассказал гендиректор ассоциации «Столичный цех деятелей культуры» Лев Ланцман.
В Музее обороны и блокады Ленинграда прозвучали неизвестные песни военных лет
В Музее обороны и блокады Ленинграда 27 января состоялся спектакль-концерт «У войны не женское лицо». Прозвучали, в том числе неизвестные песни, посвящённые Великой Отечественной войне.