Блестящий Малер

Дата публикации: 24 июня 2023

Цикл «Все симфонии Малера» завершился в зале «Зарядье» исполнением Первой симфонии австрийского маэстро. Российский национальный оркестр сыграл её под управлением своего нового худрука Александра Рудина.
Блестящий Малер
«Аклассический», хоть и ранний Малер с его непредсказуемостью, открытыми формами, внезапными сменами гармоний и темповой игрой представляет собой серьезную музыкальную проверку для любого оркестра. Собрать симфонию воедино, «не рассыпать», но в то же время должным образом показать её масштаб и контрасты, не превратив всё в лоскутное одеяло, способен не каждый дирижер. Возможно, поэтому Малера на российских (да и не только) сценах играют не часто, но маэстро с мировыми именами считают едва ли не своим долгом записать все его симфонии: Кубелик, Хайтинк, Булез, Бернстайн, Шайи…
И слушать, и играть здесь есть что. Тонкость, с которой композитор создает звуковую палитру, то, как он владеет оркестровыми красками, потрясают. При этом Малер беспощаден к оркестрантам. Если он решил, что ансамбль валторн должен исполнить полнозвучное и мягкое legato (все же помнят, что валторнисты автоматом попадают в рай после смерти?), извольте сыграть и сыграть чисто — спрятаться за другими инструментами не выйдет. Чистой воды пение a сappella, помноженное на технически сложное звукоизвлечение и необходимость выстраивать ансамбль. И здесь духовики РНО справляются блестяще.
Блестящий Малер
Должно сказать, в этой симфонии на духовиков нагрузка ложится буквально с первых тактов, где у них на фоне почти прозрачного звучания струнных появляются короткие мотивы. От части к части мотивы сменяются полновесными, масштабными соло и ансамблями, и каждый раз сиюсекундное слушательское волнение растворяется в чистоте и убедительности игры солистов РНО.
Александр Рудин без излишней экспрессии, свободно переключается между метрами и темпами малеровской партитуры, бережно и аккуратно соединяя между собой контрастные эпизоды. Он не заигрывает со слушателем, не пытается его удивить. Жест Рудина строгий и четкий, а все группы инструментов под его руководством звучат слаженно и в то же время свободно.
РНО в очередной раз показал, что может быть и драматичным, и пасторальным, и ироничным, и торжественным, и каким угодно, но всегда профессиональным и музыкально убедительным. Лаконичное по меркам малеровского симфонизма четырехчастное произведение слушается на одном дыхании и оставляет после себя восторг и жажду продолжения. Александр Израилевич, может, решитесь на полный цикл?
Наталия Сергеева
Фото — Ирина Шымчак

Последние события

Пермская опера представляет первую премьеру

Пермский театр оперы и балета представил первую премьеру сезона — оперу Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок». Серия показов 17, 18 и 19 октября.

В Петербурге готовят большой скрипичный смотр

Фестиваль «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург» пройдёт с 18 по 30 октября на разных площадках города. Смотр посвятят творчеству Бетховена.

Эрвин Шротт едет в Москву

Бас-баритон Эрвин Шротт выступит в концертном зале имени Чайковского 25 октября. Вечер пройдёт в сопровождении Госоркестра имени Светланова под управлением итальянского дирижёра Давиде Массильи.

Поиск по сайту