У оперных певцов, как и кавалергардов, профессиональный век недолог. Голос со временем тускнеет, теряет виртуозность, изнашивается в процессе многочасовых репетиций и спектаклей. Но история знает случаи уникального вокального долголетия.
Перелистывая страницы биографии Архиповой, невольно задаешься вопросом: зачем судьба так долго испытывала Ирину, на целых десять с лишним лет устроив ей отсрочку на поступление в Московскую консерваторию?
Девочке было 9 лет, когда её принимают в Центральную музыкальную школу при знаменитом учебном заведении. Но первый урок срывается — малышка сильно простывает, болезнь даёт осложнения. После курса домашних занятий Ирина поступает в Гнесинскую школу. Но война перечеркивает и эти музыкальные планы. Семья Архиповых эвакуируется в Ташкент, где Ирина оканчивает школу, а затем поступает в филиал Московского архитектурного института.
Глупо гадать, каких бы высот достигла Архипова в этой профессии. Но сейчас можно точно сказать, что вуз она выбрала правильный, так как в нём активно работали самодеятельные вокальные кружки. Девушка, в 1944 году возвратившись в столицу, по обыкновению много поёт, но уже не мечтает о карьере вокалистки. Однако его величество случай на этот раз распорядился так, что Ирина знакомится со студенткой Московской консерватории, а в 1946 году сама переступает порог этого учебного заведения. Она разучивает много партий из русской оперной классики — «Евгений Онегин», «Снегурочка»… Очередная нелепость — Архипову не берут в стажёрскую группу Большого театра. Ирина уезжает в Свердловск и покоряет местную публику Любашей в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Этот успех помогает возвращению Архиповой в родную Москву ради блистательной карьеры в Большом театре — наконец-то она оказывается на том месте, где должна и быть согласно масштабу её таланта.