Посвящение Бородину

Дата публикации: 8 ноября 2022

Солисты Российского национального оркестра продолжили свои выступления с уютными камерными программами в новом концертном пространстве — в атриуме «Зарядья» с шикарным видом на Кремль. В этот раз мастерство демонстрировали струнники прославленного коллектива, посвятив концерт дню рождения Александра Бородина и озаглавив программу «Бородин и современники». Для исполнения выбрали два разнохарактерных вторых квартета — хитовый ре-мажорный Александра Порфирьевича и нетрадиционный, с двумя виолончелями, скорбный ля-минорный Антона Аренского.
Свой Второй квартет Бородин посвятил нежно любимой супруге Екатерине Сергеевне. О гармонии и взаимопонимании, царящих в семье композитора, неоднократно упоминали его современники и мемуаристы. Возможно, именно поэтому светлое, элегическое настроение пронизывает все части этого произведения.
Посвящение Бородину
Исключительно женский состав ансамбля: Татьяна Поршнева, Екатерина Царёва, Ксения Жулёва и Олеся Анаковская, — блестяще справляется с лирическим характером квартета, его техническими сложностями, оттенками настроений, явно наслаждаясь мягким, немного тягучим темпом первой части и смакуя динамические контрасты финала.
Совсем другое настроение у ля-минорного квартета Аренского, написанного спустя 12 лет после появления на свет Второго квартета Бородина и посвященного памяти Чайковского, чей уход из жизни Антон Степанович остро переживал. Здесь царят скорбь и сумрак. Композитор намеренно убирает одну из скрипок, добавляя вместо нее вторую виолончель — так тембровые краски становятся гуще и темнее. Квартет изобилует хоральной фактурой, где голоса пропеваются едино и объемно, а еще в каждой части встречается цитата из вокального произведения. В первой это православное «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», во второй — мелодия из «Легенды» Чайковского, ставшей здесь темой для вариаций; в третьей аж две цитаты — «Со святыми упокой» и «Слава», которую так любили Мусоргский и Римский-Корсаков.
Посвящение Бородину
За Аренского взялся квартет в составе: Екатерина Карпова, Екатерина Расулова, Всеволод Гузов и Лидия Браун. Он показал себя устоявшимся, самостоятельным коллективом, которому под силу любая фактура, в том числе и вокальная — инструменты поют, грустят, убедительно солируют и создают сложные контрапункты.
Выступление солистов-струнников Российского национального оркестра уверенно и в очередной раз показало первоклассность этих музыкантов, одинаково шикарных и в «больших», симфонических программах, и в компактных камерных.
С последними публика в «Зарядье» теперь встретится не скоро. Ближайший камерный концерт солистов РНО намечен на весну и еще один — на конец сезона. Что ж, ждем с нетерпением.
P. S. О том, как прошел первый концерт цикла, можно почитать здесь Текст — Наталия Сергеева
Фото — Лилия Ольховая

Последние события

Творческая эволюция Джакомо Пуччини

Фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго объявил окончательную программу предстоящего сезона, посвящённого 100-летию со дня смерти композитора. Его сочинения представят в хронологическом порядке.

Пасхальный поезд проедет по России

Сводный оркестр Мариинского и Большого театров под управлением Валерия Гергиева открыл симфоническую программу Московского Пасхального фестиваля концертами в Вологде и Ярославле.

Жюри премии «Лицей» выбирает победителей

Опубликован длинный список литературной премии «Лицей» для молодых прозаиков и поэтов. В лонг-лист вошли более 110 произведений авторов из 6 стран.