Посвящение Бородину
Дата публикации: 8 ноября 2022
Солисты Российского национального оркестра продолжили свои выступления с уютными камерными программами в новом концертном пространстве — в атриуме «Зарядья» с шикарным видом на Кремль. В этот раз мастерство демонстрировали струнники прославленного коллектива, посвятив концерт дню рождения Александра Бородина и озаглавив программу «Бородин и современники». Для исполнения выбрали два разнохарактерных вторых квартета — хитовый ре-мажорный Александра Порфирьевича и нетрадиционный, с двумя виолончелями, скорбный ля-минорный Антона Аренского.
Свой Второй квартет Бородин посвятил нежно любимой супруге Екатерине Сергеевне. О гармонии и взаимопонимании, царящих в семье композитора, неоднократно упоминали его современники и мемуаристы. Возможно, именно поэтому светлое, элегическое настроение пронизывает все части этого произведения.

Исключительно женский состав ансамбля: Татьяна Поршнева, Екатерина Царёва, Ксения Жулёва и Олеся Анаковская, — блестяще справляется с лирическим характером квартета, его техническими сложностями, оттенками настроений, явно наслаждаясь мягким, немного тягучим темпом первой части и смакуя динамические контрасты финала.
Совсем другое настроение у ля-минорного квартета Аренского, написанного спустя 12 лет после появления на свет Второго квартета Бородина и посвященного памяти Чайковского, чей уход из жизни Антон Степанович остро переживал. Здесь царят скорбь и сумрак. Композитор намеренно убирает одну из скрипок, добавляя вместо нее вторую виолончель — так тембровые краски становятся гуще и темнее. Квартет изобилует хоральной фактурой, где голоса пропеваются едино и объемно, а еще в каждой части встречается цитата из вокального произведения. В первой это православное «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», во второй — мелодия из «Легенды» Чайковского, ставшей здесь темой для вариаций; в третьей аж две цитаты — «Со святыми упокой» и «Слава», которую так любили Мусоргский и Римский-Корсаков.

За Аренского взялся квартет в составе: Екатерина Карпова, Екатерина Расулова, Всеволод Гузов и Лидия Браун. Он показал себя устоявшимся, самостоятельным коллективом, которому под силу любая фактура, в том числе и вокальная — инструменты поют, грустят, убедительно солируют и создают сложные контрапункты.
Выступление солистов-струнников Российского национального оркестра уверенно и в очередной раз показало первоклассность этих музыкантов, одинаково шикарных и в «больших», симфонических программах, и в компактных камерных.
С последними публика в «Зарядье» теперь встретится не скоро. Ближайший камерный концерт солистов РНО намечен на весну и еще один — на конец сезона. Что ж, ждем с нетерпением.
P. S. О том, как прошел первый концерт цикла, можно почитать здесь
(открывается в новом окне)
Текст — Наталия Сергеева
Фото — Лилия Ольховая
Последние события
Театральный фестиваль «Царь-Сказка» состоится в Великом Новгороде
18-й Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» пройдёт с 25 по 29 апреля в Великом Новгороде. На смотре покажут 17 спектаклей из 6 стран, в том числе в онлайн-формате.
В Курске отреставрируют концертный зал «Свиридовский»
Здание бывшего Дворянского собрания в Курске, где сейчас располагается концертный зал «Свиридовский», планируют отреставрировать. Минкультуры объявило торги на разработку проекта обновления постройки.
Фестиваль «Прима домра» впервые пройдёт в Москве
Фестиваль современного домрового искусства «Прима домра» под руководством Екатерины Мочаловой впервые пройдёт в Москве с 21 апреля по 18 мая. На открытии смотра в «Зарядье» представят две премьеры.