Посвящение Бородину
Дата публикации: 8 ноября 2022
Солисты Российского национального оркестра продолжили свои выступления с уютными камерными программами в новом концертном пространстве — в атриуме «Зарядья» с шикарным видом на Кремль. В этот раз мастерство демонстрировали струнники прославленного коллектива, посвятив концерт дню рождения Александра Бородина и озаглавив программу «Бородин и современники». Для исполнения выбрали два разнохарактерных вторых квартета — хитовый ре-мажорный Александра Порфирьевича и нетрадиционный, с двумя виолончелями, скорбный ля-минорный Антона Аренского.
Свой Второй квартет Бородин посвятил нежно любимой супруге Екатерине Сергеевне. О гармонии и взаимопонимании, царящих в семье композитора, неоднократно упоминали его современники и мемуаристы. Возможно, именно поэтому светлое, элегическое настроение пронизывает все части этого произведения.

Исключительно женский состав ансамбля: Татьяна Поршнева, Екатерина Царёва, Ксения Жулёва и Олеся Анаковская, — блестяще справляется с лирическим характером квартета, его техническими сложностями, оттенками настроений, явно наслаждаясь мягким, немного тягучим темпом первой части и смакуя динамические контрасты финала.
Совсем другое настроение у ля-минорного квартета Аренского, написанного спустя 12 лет после появления на свет Второго квартета Бородина и посвященного памяти Чайковского, чей уход из жизни Антон Степанович остро переживал. Здесь царят скорбь и сумрак. Композитор намеренно убирает одну из скрипок, добавляя вместо нее вторую виолончель — так тембровые краски становятся гуще и темнее. Квартет изобилует хоральной фактурой, где голоса пропеваются едино и объемно, а еще в каждой части встречается цитата из вокального произведения. В первой это православное «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», во второй — мелодия из «Легенды» Чайковского, ставшей здесь темой для вариаций; в третьей аж две цитаты — «Со святыми упокой» и «Слава», которую так любили Мусоргский и Римский-Корсаков.

За Аренского взялся квартет в составе: Екатерина Карпова, Екатерина Расулова, Всеволод Гузов и Лидия Браун. Он показал себя устоявшимся, самостоятельным коллективом, которому под силу любая фактура, в том числе и вокальная — инструменты поют, грустят, убедительно солируют и создают сложные контрапункты.
Выступление солистов-струнников Российского национального оркестра уверенно и в очередной раз показало первоклассность этих музыкантов, одинаково шикарных и в «больших», симфонических программах, и в компактных камерных.
С последними публика в «Зарядье» теперь встретится не скоро. Ближайший камерный концерт солистов РНО намечен на весну и еще один — на конец сезона. Что ж, ждем с нетерпением.
P. S. О том, как прошел первый концерт цикла, можно почитать здесь
Текст — Наталия Сергеева
Текст — Наталия Сергеева
Фото — Лилия Ольховая
Последние события
Музей в Вене привлёк внимание к проблеме климата
В венском музее Леопольда криво повесили некоторые картины Густава Климта и Эгона Шиле, чтобы привлечь внимание посетителей к проблеме изменения климата.
Петербургская филармония посвящает концерт памяти Михаила Юровского
В Петербургской филармонии 24 марта состоится концерт, посвящённый памяти Михаила Юровского – дирижёра, представителя музыкальной династии.
Музей музыки подготовил программу к юбилею Рахманинова
Российский национальный музей музыки подготовил программу, посвящённую 150-летию Сергея Рахманинова.