Посвящение Бородину

Дата публикации: 8 ноября 2022

Солисты Российского национального оркестра продолжили свои выступления с уютными камерными программами в новом концертном пространстве — в атриуме «Зарядья» с шикарным видом на Кремль. В этот раз мастерство демонстрировали струнники прославленного коллектива, посвятив концерт дню рождения Александра Бородина и озаглавив программу «Бородин и современники». Для исполнения выбрали два разнохарактерных вторых квартета — хитовый ре-мажорный Александра Порфирьевича и нетрадиционный, с двумя виолончелями, скорбный ля-минорный Антона Аренского.
Свой Второй квартет Бородин посвятил нежно любимой супруге Екатерине Сергеевне. О гармонии и взаимопонимании, царящих в семье композитора, неоднократно упоминали его современники и мемуаристы. Возможно, именно поэтому светлое, элегическое настроение пронизывает все части этого произведения.
Посвящение Бородину
Исключительно женский состав ансамбля: Татьяна Поршнева, Екатерина Царёва, Ксения Жулёва и Олеся Анаковская, — блестяще справляется с лирическим характером квартета, его техническими сложностями, оттенками настроений, явно наслаждаясь мягким, немного тягучим темпом первой части и смакуя динамические контрасты финала.
Совсем другое настроение у ля-минорного квартета Аренского, написанного спустя 12 лет после появления на свет Второго квартета Бородина и посвященного памяти Чайковского, чей уход из жизни Антон Степанович остро переживал. Здесь царят скорбь и сумрак. Композитор намеренно убирает одну из скрипок, добавляя вместо нее вторую виолончель — так тембровые краски становятся гуще и темнее. Квартет изобилует хоральной фактурой, где голоса пропеваются едино и объемно, а еще в каждой части встречается цитата из вокального произведения. В первой это православное «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», во второй — мелодия из «Легенды» Чайковского, ставшей здесь темой для вариаций; в третьей аж две цитаты — «Со святыми упокой» и «Слава», которую так любили Мусоргский и Римский-Корсаков.
Посвящение Бородину
За Аренского взялся квартет в составе: Екатерина Карпова, Екатерина Расулова, Всеволод Гузов и Лидия Браун. Он показал себя устоявшимся, самостоятельным коллективом, которому под силу любая фактура, в том числе и вокальная — инструменты поют, грустят, убедительно солируют и создают сложные контрапункты.
Выступление солистов-струнников Российского национального оркестра уверенно и в очередной раз показало первоклассность этих музыкантов, одинаково шикарных и в «больших», симфонических программах, и в компактных камерных.
С последними публика в «Зарядье» теперь встретится не скоро. Ближайший камерный концерт солистов РНО намечен на весну и еще один — на конец сезона. Что ж, ждем с нетерпением.
P. S. О том, как прошел первый концерт цикла, можно почитать здесь Текст — Наталия Сергеева
Фото — Лилия Ольховая

Последние события

Премию «Хранитель памяти» вручили в Москве

Вручение премии Российского еврейского конгресса «Хранитель памяти», приуроченной к Международному дню памяти жертв Холокоста, состоялось 27 января в московском театре «Студия театрального искусства».

Варшавер стал бессрочным главой Директорской ложи театров Москвы

Президент «Ленкома» Марк Варшавер будет занимать пост главы Директорской ложи театров Москвы на бессрочной основе, рассказал гендиректор ассоциации «Столичный цех деятелей культуры» Лев Ланцман.

В Музее обороны и блокады Ленинграда прозвучали неизвестные песни военных лет

В Музее обороны и блокады Ленинграда 27 января состоялся спектакль-концерт «У войны не женское лицо». Прозвучали, в том числе неизвестные песни, посвящённые Великой Отечественной войне.