Опера «Иоланта» или как Чайковский попал в десятку
Дата публикации: 18 декабря 2022
«Иоланта» — последняя, десятая по счёту опера Чайковского. Бесхитростный сюжет об искренней любви, побеждающей слепоту главной героини, казалось бы, проигрывает мистике предшествующей музыкальной драмы композитора — «Пиковой даме». Но не спешите хоронить интригу в «Иоланте». Почему автор не ввёл в число действующих лиц предмет обожания Роберто, вопрошающего в своей знаменитой и узнаваемой всеми арии «Кто может сравниться с Матильдой моей?» Глядишь, одноактная опера растянулась бы на два полноценных действия и освободила режиссёров от головной боли — чем же дополнить «неформат» продолжительностью в 40 минут? На премьерном показе «Иоланты» ровно 130 лет назад по желанию Чайковского станцевали ещё и «Щелкунчика». Свидетелями нерядового события 18 декабря стали зрители Мариинского театра.
В тот вечер, не лишенный суеверия Чайковский вряд ли не волновался. С задачей написать музыку, которая заставляет всех плакать, он прекрасно справился. У каждого из главных героев есть хотя бы одна впечатляющая ария, в ансамбле певцов представлены все классические голоса: король Рене — бас, герцог Роберто — баритон, граф Водемон — тенор, Иоланта — сопрано, её кормилица — контральто, одна из подруг — Лаура —меццо. Симфонические эпизоды уравновешены развернутыми вокальными сценами, есть даже небольшой хор. Образцовая партитура успела отлежаться за год: оркестровку оперы Чайковский закончил в декабре 1891-го. Нотный текст написан за два неполных месяца и был готов уже к началу сентября.
Работа началась с оформления финала. Пётр Ильич явно симпатизировал доблестному Водемону и спешил поженить его с Иолантой, пока Роберто не успел в неё влюбиться и забыть о своей несравненной Матильде, для которой автор почему-то пожалел музыкального материала, в отличие от Рене. Этого персонажа Чайковский наградил замечательной арией «Что скажет он…» с обилием виолончелей в оркестровке. Скрипки стали верными спутницами Иоланты. А вот в интродукции Пётр Ильич использует намеренно только духовые инструменты. Новаторскую задумку коллеги композитора не поняли. Римский-Корсаков в сердцах воскликнул, что оркестровка «на этот раз сделана Чайковским шиворот-навыворот». Даже дирижёр Эдуард Направник, с его феноменальным мастерством «вкусно» подавать премьеры в Мариинском театре, не мог справиться с такой предвзятостью.

Впрочем, за яркими и запоминающимися ариями и дуэтными сценами «Иоланты» лучшие оперные сцены мира встали в очередь. Только в следующем 1893 году её исполняли в Гамбурге, Копенгагене, Стокгольме, наконец, в Москве. В музыкальной истории нет, пожалуй, оперы, разобранной на составляющие больше, чем «Иоланта». А её компактность даёт простор для воображения постановщикам. Кто знает, может быть, какой-нибудь реформатор осмелиться вывести на сцену Матильду, «сверкающую искрами чёрных очей»? Чем не интрига вокруг незрячей львиную долю сюжета «Иоланты»?
Последние события
Михаил Швыдкой получил орден
Владимир Путин вручил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени своему спецпредставителю по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому. Церемония вручения наград прошла в Кремле.
РНО дал концерт в Абу-Даби
Российский национальный оркестр под руководством Дмитрия Юровского выступил в Национальном театре Абу-Даби. Концерт состоялся 3 ноября в рамках Дней культуры России в Объединённых Арабских Эмиратах.
Новую песню 99-летнего Зацепина представили в Москве
Новую песню 99-летнего Александра Зацепина представили в День народного единства в Национальном центре «Россия» на гала-концерте проекта «Современная музыкальная карта России.


