Пятая симфония Дмитрия Шостаковича — музыка во спасение жизни

Дата публикации: 21 ноября 2022

Пятую симфонию Дмитрий Шостакович написал в возрасте 30 лет. Партитура стала ответом композитора на убийственную критику его творчества в статье «Сумбур вместо музыки». Недруги Шостаковича были вынуждены прекратить травлю музыканта после оглушительного успеха премьерного исполнения Симфонии под номером пять. Историческое событие произошло в зале Ленинградской филармонии ровно 85 лет назад — 21 ноября 1937 года.
За несколько месяцев до этого концерта Шостакович стал дома держать наготове чемоданчик со сменой белья и сухарями — композитора вызывают в Большой дом на Литейном. От него требуют компромат на его друга Тухачевского, которого обвиняют в заговоре против Сталина. Второй допрос не состоится: следователя арестуют, а маршала Советского Союза расстреляют.
В такой сложнейшей ситуации опальному Шостаковичу нужно сделать правильный музыкальный выбор. В поисках творческого ответа он отправляется весной в Крым и пишет эскизы Пятой симфонии. Композитор точно знает, что в его новом сочинении будет по классическим канонам четыре части, яркие, запоминающиеся мелодичные темы он пропустит через ряд трагических конфликтов, чтобы в результате большой внутренней борьбы прийти к оптимистичному финалу. Работа продвигалась фантастически быстро: через полтора месяца были готовы три части, гениальное Largo выписано за три дня. Шостакович в бодром расположении духа возвращается в Ленинград, а там — сестру отправили в лагерь, ее мужа арестовали, а тещу выслали из города. Но несмотря ни на что, к 20 июля партитура закончена.
Пятая симфония Дмитрия Шостаковича — музыка во спасение жизни
Пятая симфония впервые прозвучит в исполнении оркестра под управлением Евгения Мравинского, в то время еще мало известного дирижера. Зал эмоционально реагирует на образный музыкальный ряд — в первой части возбуждает трагический изломом главной темы и нагнетающий тревогу ритм марша. Цитата из оперы «Кармен» Бизе (открывается в новом окне)цепляет слух уязвимой нездешней романтичностью, в третьей части большая часть публики откровенно рыдает, а ликующий финал ставит в тупик самых ревностных критиков. Они нервно вздрогнут, когда повернувшийся лицом к залу Мравинский победно поднимет ноты высоко над головой. Дотошные хроникёры подсчитали, что бисы продолжались около получаса.
Через несколько месяцев, перед московской премьерой Пятой симфонии, в «Вечёрке» появилось письмо Шостаковича, в котором он отмечал, что его новое произведение «является творческим ответом советского художника на обоснованную критику». Иезуитство тогдашних чиновников, к счастью, не убило в Шостаковиче гениального мастера. Его последующие десять симфоний стали, как и Пятая, музыкальными хрониками жизни страны.

Последние события

Юбилейная выставка в Доме зарубежья

В Москве в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына открылась выставка «Я вернусь отраженьем / Из России в Россию», приуроченная к 30-летию учреждения.

Театр Сатиры ставит «Свадьбу Кречинского»

Премьерные показы спектакля «Свадьба Кречинского» пройдут 7 и 8 ноября на Основной сцене Театра Сатиры. Постановку по комедии Александра Сухово-Кобылина осуществил худрук театра Евгений Герасимов.

Экс-ан-Прованс назвал нового гендиректора

Американский режиссёр и либреттист Тед Хаффман назначен новым генеральным директором Международного оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе. Он приступит к обязанностям 1 января.

Поиск по сайту