Пятая симфония Дмитрия Шостаковича — музыка во спасение жизни
Дата публикации: 21 ноября 2022
Пятую симфонию Дмитрий Шостакович написал в возрасте 30 лет. Партитура стала ответом композитора на убийственную критику его творчества в статье «Сумбур вместо музыки». Недруги Шостаковича были вынуждены прекратить травлю музыканта после оглушительного успеха премьерного исполнения Симфонии под номером пять. Историческое событие произошло в зале Ленинградской филармонии ровно 85 лет назад — 21 ноября 1937 года.
За несколько месяцев до этого концерта Шостакович стал дома держать наготове чемоданчик со сменой белья и сухарями — композитора вызывают в Большой дом на Литейном. От него требуют компромат на его друга Тухачевского, которого обвиняют в заговоре против Сталина. Второй допрос не состоится: следователя арестуют, а маршала Советского Союза расстреляют.
В такой сложнейшей ситуации опальному Шостаковичу нужно сделать правильный музыкальный выбор. В поисках творческого ответа он отправляется весной в Крым и пишет эскизы Пятой симфонии. Композитор точно знает, что в его новом сочинении будет по классическим канонам четыре части, яркие, запоминающиеся мелодичные темы он пропустит через ряд трагических конфликтов, чтобы в результате большой внутренней борьбы прийти к оптимистичному финалу. Работа продвигалась фантастически быстро: через полтора месяца были готовы три части, гениальное Largo выписано за три дня. Шостакович в бодром расположении духа возвращается в Ленинград, а там — сестру отправили в лагерь, ее мужа арестовали, а тещу выслали из города. Но несмотря ни на что, к 20 июля партитура закончена.
Пятая симфония впервые прозвучит в исполнении оркестра под управлением Евгения Мравинского, в то время еще мало известного дирижера. Зал эмоционально реагирует на образный музыкальный ряд — в первой части возбуждает трагический изломом главной темы и нагнетающий тревогу ритм марша. Цитата из оперы «Кармен» Бизе цепляет слух уязвимой нездешней романтичностью, в третьей части большая часть публики откровенно рыдает, а ликующий финал ставит в тупик самых ревностных критиков. Они нервно вздрогнут, когда повернувшийся лицом к залу Мравинский победно поднимет ноты высоко над головой. Дотошные хроникёры подсчитали, что бисы продолжались около получаса.
Через несколько месяцев, перед московской премьерой Пятой симфонии, в «Вечёрке» появилось письмо Шостаковича, в котором он отмечал, что его новое произведение «является творческим ответом советского художника на обоснованную критику». Иезуитство тогдашних чиновников, к счастью, не убило в Шостаковиче гениального мастера. Его последующие десять симфоний стали, как и Пятая, музыкальными хрониками жизни страны.
Последние события
Россияне выбирают культуру
Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.
«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»
«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».
Интерес к творчеству Шнитке
Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.