Концерт для четырех оркестров

Дата публикации: 21 сентября 2022

Живая легенда — дирижер Владимир Федосеев — отметил 90-летний юбилей на сцене зала «Зарядье». Получилось душевно, тепло и при этом торжественно.
Перед концертом на сцену вышел патриарх Кирилл. В своей речи он назвал маэстро национальным достоянием и вручил церковный орден Славы и чести первой степени, задав вечеру торжественный тон.
По словам патриарха, у него еще в школьные годы возникло желание посещать филармонию. «Первые опыты приобщения к высокой музыке совпали с 1971–1972 годами, и в то время вы, уже будучи известным и весьма уважаемым, и любимым творцом музыки и исполнителем, давали свои концерты в Ленинградской филармонии. Я тогда сидел где-то в самом конце зала и действительно приобщался к высокой музыке в том числе через ваше творчество. Поэтому совершенно особое отношение лично к вам, к вашему творчеству сопровождает почти всю мою сознательную жизнь».
Концерт для четырех оркестров
Дальше — музыка.
Начали с рахманиновской Рапсодии на тему Паганини. Чтобы принять участие в вечере, Денису Мацуеву пришлось прервать свое концертное турне. Как рассказал пианист, его творческое сотрудничество с юбиляром началось в 1998 году именно с этой Рапсодии.
На бис Федосеев, Мацуев и Большой симфонический оркестр исполнили визитную карточку коллектива — основную часть сюиты «Время, вперед!» Георгия Свиридова. Именно исполнение БСО долгие годы «крутили» в телеэфире в знаменитой заставке к программе «Время», а Владимир Иванович до сих пор хорошо помнит репетиции с композитором, который был очень строг с музыкантами и требователен к ним.
Главной интригой стало второе отделение концерта — редчайший случай увидеть и услышать на сцене одновременно четыре оркестра! «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Musica Viva и бессменный резидент этого вечера, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, под управлением давнишнего друга Владимира Ивановича — Дениса Лотоева — сыграли крайне редко исполняемую, элегическую Серенаду «Notturno» молодого Моцарта. А еще представили ни много ни мало мировую премьеру — Вариации на тему FEDOSEEF Александра Чайковского, написанную специально к юбилею. В основе темы — анаграмма фамилии Федосеев, то есть буквы, переведенные в ноты: F (фа) E (ми) Do (до) S (почему-то ми-бемоль) E (ми) E (ми) F (фа). Обыгрывая тему, начинающуюся тихо у скрипки соло, тембрально и жанрово, ловко передавая ее от инструмента к инструменту, из оркестра в оркестр, Чайковский создал цельное, масштабное произведение с громогласно торжественным финалом. И это, как признался композитор, его первый опыт работы с таким огромным составом. Слушатели в восторге — провожают музыкантов долгими аплодисментами и криками bravi.
Концерт для четырех оркестров
Торжества в честь юбилея Владимира Федосеева не заканчиваются. 10 октября в Большом зале Московской консерватории под управлением маэстро прозвучит русская музыка: «Мечты» Скрябина, Четвертая симфония Чайковского и Второй концерт Рахманинова. Солирует Николай Луганский.
Наталия Сергеева

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.