По волнам славной истории Лондонского филармонического оркестра

Дата публикации: 7 октября 2022

Тот, кто боится академической музыки, может смело послушать Лондонский филармонический оркестр. Коллектив, базирующийся в мультикультурном городе, проповедует демократичный подход к репертуару — в нём популярная классика мирно уживается с поп- и рок-композициями в классической обработке. 7 октября исполняется 90 лет с момента дебютного выступления Лондонского филармонического.
Дирижёру Томасу Бичему было уже за пятьдесят, когда он в 1932 году взялся за создание в столице Великобритании нового симфонического оркестра. Проект был изначально архиамбциозным — коллектив должен составить реальную конкуренцию фантастически профессиональным американским оркестрам. Кому как не Бичему, к тому моменту слывущему в музыкальном мире человеком с безупречным вкусом и стилем, тираном, обожаемым всеми коллегами, под силу сделать миссию выполнимой? Сэр Томас, кстати, дирижёр-самоучка, не без иронии говорил: «Есть два золотых правила для оркестра: одновременно начинать и одновременно заканчивать. Что делается в середине, публике ни черта не важно». После 12 репетиций прошедшие серьёзный отбор новобранцы впервые играли в битком набитом в «Куинс-холле». После исполнения первого номера —«Римского карнавала» Берлиоза —зрители от восторга чуть не разнесли зал и не сдерживали радостного возбуждения до конца представления.
Бичем оставался у руля оркестра до 1939 года. После его ухода коллектив лихорадило, и следующий главный дирижёр нашёлся только в 1947 году. Список продолжателей дела сэра Томаса на сегодняшний день насчитывает 11 имён. Среди них трое, как и Бичем, имеют почётный титул «сэр». Сэр Адриан Боулт в 1956 году вместе со своими подопечными совершил исторический вояж в СССР— до этого ни один британский оркестр не пересекал границу железного занавеса. Сэр Джон Притчард в середине 60-х одаривал публику филигранным Моцартом и Рихардом Штраусом. В начале 80-х сэр Георг Шолти высекал из оркестра мощь и экспрессию. Как тут не вспомнить незабвенного Бичема, что, мол, «британцам нравится любая музыка. Нужно только играть погромче». Иронично, но точно, если брать во внимание репертуарное гурманство Владимира Юровского. Он начал работать с оркестром в начале 2000-х годов, а в период с 2007 по 2021 годы был главным дирижёром — дольше чем кто-либо из его предшественников.
Отсутствие диктаторства со стороны дирижёров позволяло оркестрантам помимо классических изысков отвлекаться на исполнение поп- и рок-хитов. Программа с говорящим названием «АВВАphonic» стала в 2011 году музыкальным событием международного масштаба и расширила аудиторию Лондонского филармонического.
Коллектив отмечает юбилей под руководством Эдварда Гарднера. У «штурвала» маэстро лишь один сезон, и только время покажет, в какое музыкальное русло направится оркестр. Он, как известно, прописан в зале, находящемся на берегу отличающейся непостоянством реки Темзы — дважды в сутки у неё меняется уровень воды и направление течения.
Текст: Ирина Столярова

Последние события

Претенденты на «Молодость»

Подведены итоги приёма заявок в новой номинации литературной премии «Ясная Поляна» — «Молодость». В ней представлены произведения, раскрывающие тему взросления в современном мире.

Жемчужины русской и вьетнамской музыки

Премьера двух сочинений Рашида Калимуллина — «Московские истории» и «Путешествие Аладдина» — состоится 6 мая в Большом зале Московской консерватории в рамках авторского вечера композитора.

Культурные проекты России и Азербайджана

Российская академия музыки имени Гнесиных проведёт творческую школу в Баку к 150-летию со дня рождения Елены Гнесиной. Совместные проекты обсудили министры культуры двух стран.