Швейцарские часы, уральский характер и музыкальное безумие

Дата публикации: 2 июля 2022

Уральский филармонический оркестр и Симфонический хор под управлением Дмитрия Лисса, оркестр «Musica Viva» и Александр Рудин, пианисты Екатерина Мечетина, Рэм Урасин, Яков Кацнельсон, Константин Емельянов, Юрий Фаворин, Квартеты имени Давида Ойстраха и Валентина Берлинского, «Shepherd Trio», скрипачи Сергей Поспелов и Елена Корженевич… Этих звездных имен хватило бы на афишу целого филармонического сезона. Однако все они — и многие другие — собраны в пространстве размером примерно в три городских квартала и во временном отрезке менее трех суток. С 1 по 3 июля в уральской столице проходит ставший уже легендарным фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни в Екатеринбурге».
Его идея и формат пришли из Франции, но сегодня упомянуть об этом стоит лишь ради политеса — фестиваль этого года реализован исключительно Свердловской филармонией, а в его организации и облике ясно виден фирменный почерк ее директора, признанного мэтра нашего музыкального менеджмента Александра Колотурского и его команды. 100 часовых концертов за три дня, проходящих с самого утра до глубокой ночи на восьми площадках, 500 участников, более 35 000 зрителей… Попутно, в качестве вишенки на торте, фестиваль дарит «Безумный день» расположенному неподалеку городу Первоуральску: 3 июля сюда приедут звезды музыкального праздника. И весь этот сложнейший механизм работает с изяществом и точностью швейцарских часов: почти 100% проданных билетов, информационное оснащение по высшим мировым стандартам, точно выстроенные и выверенные до минуты программы на любой вкус: для детей, молодежи и старшего возраста, от любителей до самых продвинутых меломанов, от средневековой и барочной музыки до фламенко и экзотической японской флейты, от чинных академических концертов до танцевальных спектаклей, шоу барабанщиков и песочной анимации… Фестиваль обращен к самой широкой публике, сохраняя при этом очень высокую творческую планку и музыкальный вкус, присущий всем проектам Свердловской филармонии. Кстати, выяснилось, что директор Александр Колотурский и его первый заместитель Рустем Хасанов умеют повелевать не только зрителями, но и капризной уральской погодой: весь день накануне открытия Екатеринбург заливало дождем, но утром 1 июля тучи вдруг рассеялись и засияло солнце, задавшее праздничное настроение и позволившее провести запланированные концерты на открытом воздухе.
Тема нынешнего фестиваля — творчество первых романтиков. Их стилизованный коллективный портрет стал графической эмблемой форума. Ваш покорный слуга успел побывать лишь на семи из тридцати концертов дебютного дня (45-минутные программы идут «нон-стоп» параллельно на нескольких площадках, и посетить хотя бы треть из них невозможно чисто физически). Но и услышанного хватило, чтобы почувствовать, насколько точно следует фестиваль заявленной теме: романтическая музыка представлена здесь во всей жанровой и эмоциональной бесконечности.
Обнародованный лишь в ХХ веке последний шумановский шедевр, до сих пор не слишком известный в мире — пронзительный и загадочный скрипичный концерт — был исполнен любимцем аудитории «Орфея» скрипачом Сергеем Поспеловым с присущим ему сочетанием артистизма, виртуозности и глубины. А во время его биса — демонического 24-го каприса Паганини — дыхание, казалось, затаили не только зрители, но и световые приборы Театра юного зрителя — такая тишина стояла в зале.
Следом фестивальная публика услышала знаменитый квартет Шуберта «Девушка и смерть» в редакции Густава Малера для камерного оркестра — в «огненном», живом, близком к идеалу исполнении «Musica Viva» и маэстро Александра Рудина. Затем сочинения Шопена для фортепиано с оркестром представили Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова и солист Рэм Урасин — признанный шопенист, подчеркнувший в своей трактовке ранних, не во всем совершенных опусов черты зрелого стиля польского гения. Чуть позже зазвучали настоящие сокровища камерной музыки: редко исполняемые виолончельная соната и трио Мендельсона в блистательном прочтении Александра Рудина, Елены Корженевич и Юрия Фаворина. Далее прыжок в глубины музыкальной истории и вновь раритеты: ансамбль «Insula Magica» познакомил уральскую публику с малоизвестными сочинениями времен Средневековья и Возрождения.
В конце дня почти 2000 зрителей заполнили екатеринбургский сад Вайнера, где царствовал маэстро Дмитрий Лисс со своим филармоническим оркестром, исполнивший «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, вплетенную в ткань шекспировской комедии, как и было изначально задумано автором — вместе с артистами-чтецами, солистами и женским хором. В уральских сумерках, под шум ветра и качавшихся деревьев знаменитая увертюра, скерцо и танцы эльфов звучали особенно поэтично и таинственно.
А самые стойкие слушатели были вознаграждены изысканным десертом — ночным концертом в Большом зале филармонии, где к органу присоединилась японская флейта сякухати.
Роман Берченко из Екатеринбурга

Последние события