Швейцарские часы, уральский характер и музыкальное безумие

Дата публикации: 2 июля 2022

Уральский филармонический оркестр и Симфонический хор под управлением Дмитрия Лисса, оркестр «Musica Viva» и Александр Рудин, пианисты Екатерина Мечетина, Рэм Урасин, Яков Кацнельсон, Константин Емельянов, Юрий Фаворин, Квартеты имени Давида Ойстраха и Валентина Берлинского, «Shepherd Trio», скрипачи Сергей Поспелов и Елена Корженевич… Этих звездных имен хватило бы на афишу целого филармонического сезона. Однако все они — и многие другие — собраны в пространстве размером примерно в три городских квартала и во временном отрезке менее трех суток. С 1 по 3 июля в уральской столице проходит ставший уже легендарным фестиваль Свердловской филармонии «Безумные дни в Екатеринбурге».
Швейцарские часы, уральский характер и музыкальное безумие
Его идея и формат пришли из Франции, но сегодня упомянуть об этом стоит лишь ради политеса — фестиваль этого года реализован исключительно Свердловской филармонией, а в его организации и облике ясно виден фирменный почерк ее директора, признанного мэтра нашего музыкального менеджмента Александра Колотурского и его команды. 100 часовых концертов за три дня, проходящих с самого утра до глубокой ночи на восьми площадках, 500 участников, более 35 000 зрителей… Попутно, в качестве вишенки на торте, фестиваль дарит «Безумный день» расположенному неподалеку городу Первоуральску: 3 июля сюда приедут звезды музыкального праздника. И весь этот сложнейший механизм работает с изяществом и точностью швейцарских часов: почти 100% проданных билетов, информационное оснащение по высшим мировым стандартам, точно выстроенные и выверенные до минуты программы на любой вкус: для детей, молодежи и старшего возраста, от любителей до самых продвинутых меломанов, от средневековой и барочной музыки до фламенко и экзотической японской флейты, от чинных академических концертов до танцевальных спектаклей, шоу барабанщиков и песочной анимации… Фестиваль обращен к самой широкой публике, сохраняя при этом очень высокую творческую планку и музыкальный вкус, присущий всем проектам Свердловской филармонии. Кстати, выяснилось, что директор Александр Колотурский и его первый заместитель Рустем Хасанов умеют повелевать не только зрителями, но и капризной уральской погодой: весь день накануне открытия Екатеринбург заливало дождем, но утром 1 июля тучи вдруг рассеялись и засияло солнце, задавшее праздничное настроение и позволившее провести запланированные концерты на открытом воздухе.
Швейцарские часы, уральский характер и музыкальное безумие
Тема нынешнего фестиваля — творчество первых романтиков. Их стилизованный коллективный портрет стал графической эмблемой форума. Ваш покорный слуга успел побывать лишь на семи из тридцати концертов дебютного дня (45-минутные программы идут «нон-стоп» параллельно на нескольких площадках, и посетить хотя бы треть из них невозможно чисто физически). Но и услышанного хватило, чтобы почувствовать, насколько точно следует фестиваль заявленной теме: романтическая музыка представлена здесь во всей жанровой и эмоциональной бесконечности.
Обнародованный лишь в ХХ веке последний шумановский шедевр, до сих пор не слишком известный в мире — пронзительный и загадочный скрипичный концерт — был исполнен любимцем аудитории «Орфея» скрипачом Сергеем Поспеловым с присущим ему сочетанием артистизма, виртуозности и глубины. А во время его биса — демонического 24-го каприса Паганини — дыхание, казалось, затаили не только зрители, но и световые приборы Театра юного зрителя — такая тишина стояла в зале.
Следом фестивальная публика услышала знаменитый квартет Шуберта «Девушка и смерть» в редакции Густава Малера для камерного оркестра — в «огненном», живом, близком к идеалу исполнении «Musica Viva» и маэстро Александра Рудина. Затем сочинения Шопена для фортепиано с оркестром представили Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова и солист Рэм Урасин — признанный шопенист, подчеркнувший в своей трактовке ранних, не во всем совершенных опусов черты зрелого стиля польского гения. Чуть позже зазвучали настоящие сокровища камерной музыки: редко исполняемые виолончельная соната и трио Мендельсона в блистательном прочтении Александра Рудина, Елены Корженевич и Юрия Фаворина. Далее прыжок в глубины музыкальной истории и вновь раритеты: ансамбль «Insula Magica» познакомил уральскую публику с малоизвестными сочинениями времен Средневековья и Возрождения.
Швейцарские часы, уральский характер и музыкальное безумие
В конце дня почти 2000 зрителей заполнили екатеринбургский сад Вайнера, где царствовал маэстро Дмитрий Лисс со своим филармоническим оркестром, исполнивший «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, вплетенную в ткань шекспировской комедии, как и было изначально задумано автором — вместе с артистами-чтецами, солистами и женским хором. В уральских сумерках, под шум ветра и качавшихся деревьев знаменитая увертюра, скерцо и танцы эльфов звучали особенно поэтично и таинственно.
А самые стойкие слушатели были вознаграждены изысканным десертом — ночным концертом в Большом зале филармонии, где к органу присоединилась японская флейта сякухати.
Швейцарские часы, уральский характер и музыкальное безумие
Роман Берченко из Екатеринбурга

Последние события

Проекты Пушкинского музея

Министр культуры Ольга Любимова рассказала о проектах Пушкинского музея на будущий год. Глава ведомства приняла участие в заседании Попечительского совета учреждения.

Концерт к 90-летию со дня рождения Шнитке

Концерт, приуроченный к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, пройдёт в столичном ДК «Рассвет» 25 сентября. Выступит оркестр «Новая Москва» под управлением Даяны Гофман.

Гнесинский музыкальный диктант

Гнесинка проведёт Всероссийскую акцию «Гнесинский музыкальный диктант». 27 октября любой желающий сможет проверить уровень развития музыкальной памяти, слуха и теоретических знаний.