Счастливые мгновения с Гарри Гродбергом
Дата публикации: 29 июля 2020
Гарри Гродберг, бесконечно преданный старинной музыке, смог обернуть в свою веру огромное число людей.
Бестселлер отечественного кинематографа «Семнадцать мгновений весны», впервые показанный по телевизору почти полвека назад, продолжает собирать огромную аудиторию. Сериал оказался не просто хорошим фильмом о войне, но и лентой с философским подтекстом. Вечные гуманные ценности — нравственность, справедливость, порядочность, сострадание к ближнему — подавались публике в формате информации к размышлению. Как ни удивительно это звучит, но после просмотра сериала народ потянулся… в филармонии, чтобы послушать орган. Зрители, восхищенные цельностью образа пастора Шлага в исполнении Ростислава Плятта, приходили на концерты ради того, чтобы приобщиться к музыкальным шедеврам, с надеждой встретить на сцене человека высокой духовной культуры.
Им оказался органист Гарри Гродберг. Его выступления в годы брежневского застоя пользовались бешеным успехом. Принятый на работу в Московскую филармонию в 1955 году, никому неизвестный молодой артист, фанатично преданный старинной музыке, смог обернуть в свою веру огромное число людей. Для многих из них, прежде далеких от серьёзных, с религиозным подтекстом произведений, входным билетом в мир классического искусства стали концерты Гродберга. За долгие годы профессиональной деятельности Гарри Яковлевич переиграл сочинения композиторов разных эпох, объединяя их в монументальные программные циклы. Бах был его визитной карточкой, а Токката и фуга ре минор — самым счастливым для музыканта мгновением единения с органом.

Перед артистом с феноменальной техникой рук и ног, которые тоже участвуют в извлечении звука, открылись двери величественных храмов многих стран мира и лучших концертных залов. Гродберг стал энтузиастом отечественного органного Ренессанса. При непосредственном участии музыканта в 1959 году появился большой орган «Ригер-Клосс» в Концертном зале имени Чайковского. Инициатором реконструкции этого «короля инструментов» в 70-е годы стал тоже Гродберг.

И как тут не вспомнить, что практически в эти же годы на телеэкране Штирлиц шёл на встречу с пастором Шлагом в церковь, где застал своего агента за настройкой органа. Съемки этой сцены проходили в лютеранском соборе Креста в Риге. Однако в романе Юлиана Семёнова о соборе не упоминается, в диалогах Штирлица и пастора речь идёт о доме. Появление в кадре кирхи начала 20 века с органом, строительство которого шло десятилетия и прерывалось до 1943 года из-за войны, полностью «на совести» съёмочной группы, в которой, возможно, были поклонники творчества Гарри Гродберга.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Кафка и Геринг
Открывается кинофестиваль в Сан-Себастьяне — последний крупный международный киносмотр года. Во второй по значимости программе «Новые режиссёры» представлен российский фильм «Чужие земли».
Лаборатория советской оперы
В Пермском театре оперы и балета открылась выставка «Лаборатория советской оперы». В её основе никогда ранее не публиковавшиеся аудиозаписи оперных постановок более чем полувековой давности.
«Орфей» готовится к «Энергии открытий»
Премьера спектакля «Распад атома», посвящённого судьбе гениального русского композитора Германа Галынина, состоится в Москве в ноябре и станет частью V музыкального фестиваля «Энергия открытий».