Мрачная сказка Клода Дебюсси

Дата публикации: 30 апреля 2022

30 апреля 1902 года в парижской Опера-Комик разворачивается трагедия. На сцене терзаются персонажи, обречённые на душевные муки и гибель. За кулисами волнуется Клод Дебюсси. Мастер музыкального импрессионизма ловит реакцию публики на свою единственную оперу «Пеллеас и Мелизанда».
На репетициях, он уговаривает артистов забыть о том, что они певцы. И правда, в спектакле нет ни арий, ни дуэтов. Герои либо молча страдают под музыку, либо поют, словно проговаривая прозаический текст. А это и есть проза, которую написал Морис Метерлинк. Причём, его пьеса вошла в спектакль почти целиком. Дебюсси очень хотел создать необычное действо, которое должно пробудить в зрителе магическое чувство печали.
Откуда в композиторе столько тоски? Возможно, он задумал оперу, когда, будучи женатым человеком, влюбился в замужнюю женщину, чем довёл жену до попытки самоубийства?
Повествование Метерлинка очень близко к этой жизненной драме. В ней есть всё — утонувшее в бездне обручальное кольцо, муки ревности, гибель и трагическое раскаяние…
Накануне премьеры соавторы рассорились из-за певицы, которая исполнит главную роль. Драматург настаивал, чтобы Мелизанду пела его возлюбленная, а музыкант остановил выбор на молодой шотландке Мэри Гарден, которую позже назовут «оперной Сарой Бернар». В итоге Метерлинк публично пожелал Дебюсси «быстрого и громкого» провала. Композитор очень переживал, шлифуя партитуру до бесконечности. Увы, парижская публика не оценила его терзаний.
Сегодня, как и 120 лет назад, многие находят оперу «Пеллеас и Мелизанда» слишком экзотичной. Но слушая её, постепенно попадаешь под действие томительных чар музыки Клода Дебюсси и уже нет сил расстаться с этим мрачным и таинственным миром полутонов и видений.
Текст: Наталья Оганджанянц

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.