Утончённый Вертер Хуана Диего Флореса

Дата публикации: 29 ноября 2021

Хуан Диего Флорес наполняет вокальными красками поэтическую натуру Вертера в опере Жюля Массне по мотивам романа Гёте. Спектакль Цюрихской оперы смотрите на медиаплатформе «Орфей».
В основе оперы Массне — сюжет романа Иоганна Гёте «Страдания юного Вертера» о трагической любви молодого поэта и художника Вертера к выходящей замуж Шарлотте. Сразу же после публикации роман приобрел большую популярность, став предтечей романтизма в литературе. На страницах произведения Гёте вывел не вписывающийся в социальные рамки характер — прообраз романтического героя XIX века. Идеализм и широта романтического сознания лишают персонажа возможности самовыражения в ограниченном мире немецкой провинции. Лишившись любви Шарлотты, Вертер больше не видит смысла в своём существовании и в отчаянии расстаётся с жизнью. Массне из романа взял лишь основную фабулу отношений Вертера и Шарлотты. Только их характеры подробно разработаны в опере, все остальные персонажи служат скорее фоном для драмы вокруг двух главных действующих лиц.
Жюль Массне приступил к сочинению лирической драмы «Вертер» после триумфов «Манон» и «Сида». Композитор закончил сочинение в 1886 году, но успех к опере пришел не сразу. Руководство Опера-Комик вначале посчитало сюжет слишком мрачным, затем в театре случился пожар, и премьера прошла только в 1892 в Вене на немецком языке. «Вертер» получил заслуженное признание на волне популярности веризма.
В спектакле Цюрихской оперы немецкий режиссёр Татьяна Гюрбака переносит действие в 1950-е годы, проводя параллель между ограниченностью феодальной Германии и обществом потребления.
В антураже 50-х становится очевидным, что Вертер оказывается очарованным идиллической картинкой счастливой семейной жизни, в центре которой находится заботящаяся о младших братьях и сестрах Шарлотта. Герой не сразу понимает, что за привлекательной обложкой скрывается пустота содержания. Только в финале двери и окна душной и тесной квартиры, вначале казавшейся уютным домашним очагом, распахиваются, и туда проникает свежий морозный воздух Рождественского сочельника. Под звуки радостного детского хора Вертер умирает, освобождаясь от страданий.
В исполнении Хуана Диего Флореса в портрете героя преобладают тонкие штрихи: певцу важно передать сиюминутный оттенок переживания, нюанс, едва заметное движение души. В вокальной и актёрской работе на первый план выходит невротический характер привязанности Вертера к Шарлотте. Артист сознательно избегает ложного пафоса необузданных романтических переживаний и героической патетики, с которой зачастую подаётся самоубийство Вертера в финале. Отчаяние, продиктованное прежде всего психологической неустойчивостью, толкает героя на этот шаг. Однако неоднозначность и сложность натуры Вертера не позволяют смотреть на него под одним углом, ведь поэтическая утончённость мироощущения отчасти связана с особенностями нервной системы.
Текст: Юлия Маслова
Дирижёр — Корнелиус Майстер
Хор, Детский хор, Дополнительный хор Цюрихского оперного театра
Режиссёр-постановщик — Татьяна Гюрбака
Хуан Диего Флорес — Вертер
Анна Стефани — Шарлотта
Мелисса Пети — Софи
Аудун Иверсен — Альберт
Цюрихский оперный театр
Цюрихская филармония
2018 г.

Последние события